Вы можете поставить свою оценку в конце страницы
Гвоздь в отношениях После статьи (“Гвоздь в пуантах” от №4), опубликованной на страницах нашей газеты, я получила много откликов, как поддерживающих мнение автора, так и тех, кто не согласен с печальными утверждениями в прошлом известного танцора об упадке театральной жизни столицы. Мы решили предоставить слово другим деятелям культуры, которые бы хотели выступить в защиту своего театра
Ведущая полосыМы, артисты театра, не могли промолчать и не ответить на это выступление. Во-первых, хотелось бы поблагодарить единомышленников и самого автора за то пристальное внимание и заботу об артистах балета и даже кордебалета театра. Нельзя не согласиться с тем, что балет ведущего театра республики действительно переживает не лучшие времена настоящего творческого застоя в плане отсутствия новых постановок. Труппа просто изголодалась по новой работе, по новым интересным спектаклям. Может быть, стоит подумать Заурбеку Райбаеву - главному балетмейстеру театра - над тем, что происходит с коллективом. Его заслуги трудно переоценить. В свое время это был балетмейстер-новатор, автор настоящих хореографических шедевров, которые и сегодня украшают сцену театра. Но время неумолимо проходит. В этом юбилейном для театра сезоне труппа с надеждой ждала новой постановки, однако обещанная “Раймонда” Глазунова, к сожалению, так и не состоялась. Если же говорить об отсутствии “воли к обновлению..., истинного нерва в служении искусству...” со стороны директора театра Куаныша Уразгалиева, то хочется проанализировать несколько фактов.
|
Только за прошлый сезон в театре восстановлено порядка 5-6 оперных спектаклей, оркестр дает отдельные концерты. А балет тем временем, танцуя в костюмах 30-летней давности, которые рассыпаются в руках костюмеров, не ставя ни одного нового спектакля, умудряется делать кассу театру и проводить с полным аншлагом, к примеру, семь спектаклей “Щелкунчик” подряд, в то время как на оперные спектакли собирается от силы 50% зрительного зала. Балет работает и ждет новой интересной работы. Однако художественному руководителю некогда. Тем временем директор театра находит в Америке композитора Алмаса Серкебаева, чей балет “Аксак-Кулан” за годы реконструкции благополучно исчез из репертуара театра наряду с другими балетными спектаклями. Серкебаев предлагает новую редакцию партитуры, но за нее нужно платить, а денег на новые постановки больше нет. И вот Куаныш Уразгалиев начинает стучать в разные двери, объясняя необходимость возрождения балета, и после долгих поисков все-таки находит спонсора. В феврале прошлого года исполнилось бы 70 лет народной артистке РК, директору Алматинского хореографического училища им. А.Селезнева Саре Кушербаевой. Ни хореографическое училище, ни Союз хореографов Казахстана (в дальнейшем СХ РК. - Авт.), директором которого является Б.Джантаев, не вспомнили об этом. Родственники пришли в театр, и именно Куаныш Габидуллаевич отдал распоряжение посвятить первой профессиональной казахской балерине спектакль. Затем были проведены вечера, посвященные юбилеям Инессы Манской, Даурена Абирова - легенд казахстанского балета. Но ни в одной газете, ни по телевидению, ни тем более в театре не было видно руководителей СХ РК - ни его председателя Дюйсенбека Накипова, ни директора, - хотя бы двумя словами отметивших творчество ветеранов балета. Кого авторы хотят обвинить в желании создать “тихий уголок застоя”? Директора труппы Э.Мальбекова, который сам ставит концертные номера для молодежи, пытаясь хоть как-то удовлетворить их творческий голод? Талантливейшего педагога-репетитора, пришедшего в театр вместе с целым классом своих учеников, из которых постепенно вырастает надежная смена, - это Дастан Чиныбаев, Алексей Сафронов, Яссауи Мергалиев и другие? Столь некорректный выпад в адрес балета ГАТОБ им.Абая был воспринят достаточно болезненно, однако, не ставя перед собой задачу вступать в полемику с авторами, директор труппы заслуженный артист РК Эдуард Мальбеков высказал свою точку зрения: -Несомненно, в материале высказаны некоторые достаточно объективные вещи, в частности, относительно отсутствия обновляющегося репертуара. Но имеют место и некоторые промахи, свидетельствующие о том, что люди давно не посещают театр и не в курсе сегодняшнего положения дел. В частности, затрагивая работу педагогов-репетиторов, совершенно безосновательно утверждается, что с кордебалетом занимается педагог, у которого остается свободное время. В театре всегда существовало вполне конкретное расписание работы всех педагогов. Да, они сменяют друг друга, но только в рамках рабочего графика. Да и артистам смена педагога, на мой взгляд, идет на пользу: не возникает привыкания к одной методике, артист получает возможность совершенствоваться. Более того, наши артисты сами регулируют свое посещение уроков определенного педагога, так как каждое утро дается два урока в двух залах. Наша проблема несколько иная: нет пока отдельных классов для солистов и кордебалета, что связано с нехваткой залов для работы. А нам это необходимо, так как основная проблема кордебалета состоит во вновь прибывших выпускниках хореографического училища, которых приходится длительное время, как минимум в течение года, доводить до приемлемой профессиональной формы. Зачастую школа предлагает нам абсолютно “сырых”, не подготовленных к работе артистов. И педагогический коллектив училища должен задуматься над тем, что независимо от количества выпускников все они должны владеть в полном объеме знаниями, полученными в училище. В данном случае речь не идет об одаренных и талантливых, коих всегда единицы. Я имею в виду крепкого профессионального танцовщика, знающего свое дело. - Эдуард Джабашевич, что вам известно о деятельности Союза хореографов Казахстана? Являетесь ли вы членом данного объединения? - Насколько я знаю, я был таковым и, наверное, таковым и являюсь чисто номинально. Союз был организован в 90-х годах, когда в сложившихся сложных экономических и социальных условиях народу просто было не до танцев. Желание не дать профессионалам разбрестись, растеряться и оказаться на задворках жизни, мысль сконцентрировать людей вокруг общего дела были хороши. Я помню несколько проведенных конференций, а также семинаров в хореографическом училище с участием педагогов из Венгрии, Англии, Франции. То есть работа по поднятию интереса и, самое главное, по привлечению властей придержащих к балету проводилась. Одна из значительных работ союза - организация международного фестиваля “Приз традиций”. Однако на сегодняшний день каких-то деловых, заинтересованных контактов между союзом и нашей балетной труппой не существует. А ведь если попробовать совместными усилиями потрудиться на благо нашего общего дела, мы смогли бы решить многие проблемы. Асель Мусинова, артистка балета ГАТОБ имени Абая
|