30 января 2004
№ 04 (296)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо     Поиск

Вы можете поставить свою оценку в конце страницы 
    Культура 

Гвоздь в пуантах

Булат Джантаев

Эта статья навеяна тревогой о современном состоянии Государственного академического театра оперы и балета имени Абая и ответственностью нашего поколения, которое должно не только делиться опытом, но и честно указывать на ошибки, объективно анализируя настоящее положение дел

Булат Джантаев, хореограф, юрист. Окончил Московское академическое хореографическое училище в 1966 году. Работал солистом балета ГАТОБ им. Абая и в Классическом ансамбле танца под руководством Б. Аюханова, закончил юридический факультет КАЗГУ (1976г.). Был директором Алматинского хореографического училища им. Селезнева (1988-1998гг.). В настоящий момент директор Союза хореографов Казахстана.

С момента открытия ГАТОБ им. Абая после реконструкции я внимательно наблюдаю за его деятельностью и как профессионал и просто как зритель.
Первые два сезона нового века труппа производила удручающее впечатление. Составы всех трупп (опера, балет, хор и оркестр) были не полными, а главное, утеряли профессиональные навыки. Видимо, отрицательно сказался продолжительный период отсутствия основной сцены, нерегулярность спектаклей... И только лишь с появлением Рената Салаватова в качестве художественного руководителя и главного дирижера появилась надежда на возрождение театра. И он во многом оправдал эти ожидания.

Анонс событий
Ренат Салаватов готовит премьеру оперы “Тоска” Пуччини, а Алмаз Серкебаев представил театру переработанную партитуру балета “Аксак - кулан”, которую запланировал к постановке в новой хореографической редакции. Есть еще одна хорошая весть: композитор Бейбит Дальденбаев написал новый балет “Фея любви”, получивший премию на республиканском конкурсе и принятый в репертуар театра...

Прежде всего он сумел привести в форму оркестр театра, который всегда являлся основой основ любого оперного театра, и это логично. Ренат Салаватов имеет уникальный опыт работы как у нас, так и за рубежом. Достаточно напомнить, что он стоял за пультами оркестров Большого и Мариинского театров, дирижировал гала-концертами в Метрополитен-опера (США) и Королевского балета Швеции. В Германии он три года работал концертмейстером с Майей Плисецкой, дирижировал балетом “Пер-Гюнт” в постановке знаменитого Джона Нормайера. В течение последующих двух лет мы увидели, как возрождалась оперная труппа, появилась целая плеяда молодых солистов оперы с прекрасными голосами. Можно сказать, что практически на сцену вышла новая генерация оперных певцов, пришедших на смену прежнему поколению.
Это плюсы. А теперь о минусах. Мне больно об этом говорить как хореографу и учителю многих ныне танцующих артистов балета. Понятно, что Р.Салаватов, нацеленный на оркестр и оперу, на первых порах был не в силах охватить и сферу балета, хотя известный балетный критик Наталья Садовская по окончании Международного фестиваля балета имени Рудольфа Нуриева в Казани, с участием мировых звезд, назвала его “балетным Тосканини”, что само по себе исключительно почетно.
Так в чем же корень проблемы? Причин несколько, но начну с привходящих. Конечно, сказался и факт открытия нового оперного театра имени Куляш Байсеитовой в Астане, в балетную труппу которого в течение трех лет ушли лучшие выпускники нашего хореографического училища. Что ж, это было ожидаемо. В Астане предлагают лучшие условия, да и молодежи не откажешь в желании быть пионерами в своей профессии. Но у молодых были еще и другие мотивы. Они видели, что балетный репертуар не обновляется, а руководство труппы не готово работать в условиях нового времени.
Кроме того, нельзя скидывать со счетов и то, что нынешнее руководство балета утеряло традиционную связь со школой и перестало следить за тем, кто из учеников хореографического училища займет ту или иную исполнительскую “нишу” как в партиях второго плана, так и характерных или гротесковых партиях. А ведь эта связь традиционна для великих балетных трупп и школ, как, например, содружество Большого и Мариинского театров со своими прославленными школами балета.
И наконец, третья и, может быть, главная причина (да не обидятся на меня мои старшие коллеги и ровесники) - в косности нынешнего руководства балетной труппы и неумения работать в контексте предлагаемых обстоятельств. Оно должно было предвидеть такое развитие событий.
Уже более десяти лет не было ни одной полноценной балетной премьеры, зритель в течение последних лет видит пять-шесть поднадоевших всем названий, да к тому же одних и тех же солистов, пусть даже хороших. Все это нельзя назвать иначе как кризис и упадок. Да разве может быть иначе, если у руководства балета и нынешнего директора театра нет воли к обновлению, нет истинного нерва служения искусству и какой-либо долгосрочной, выверенной программы действий, с которой они могли бы обратиться за поддержкой к общественности, к Министерству культуры и даже к руководству страны. Видимо, их устраивает этот тихий и неменяющийся уголок застоя и теплых воспоминаний о “славном прошлом”.
А теперь о том, что более всего волнует меня, одного из ветеранов хореографии. Я об альма-матер любой классной балетной труппы - о кордебалете. Как известно, славу всех великих театров составляет именно качество кордебалета, который должен работать как единый организм, так как кордебалет иначе называют “танцующим” оркестром на сцене. От его состава, умения работать в одном ритме, держать одинаковые линии зависит успех любого спектакля, даже при отсутствии хороших солистов. Причина - отсутствие педагогической преемственности. Ведь для артистов кордебалета нужны специальные уроки и постоянство методики ведения класса. А у нас пока уроки дает тот педагог-репетитор, который свободен на данный момент. Кордебалет требует неукоснительной дисциплины, ежедневного требовательного взгляда педагога-балетмейстера, который должен прекрасно владеть классическим наследием и знанием специфики массовых хореографических сцен. Такой специалист нашему кордебалету сегодня крайне необходим. Конечно, эта работа на долгие годы, но лучше это предусмотреть сегодня, чем никогда. Ошибочно думать, что артист кордебалета - человек второго плана. Он первое, и, пожалуй, главное действующее лицо любого балета.

Вернуться назадОбсудить в форуме

     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп