Вы можете поставить свою оценку в конце страницы
Без права на смерть Наступивший год ознаменовался для Казахстана началом действия моратория на смертную казнь. Правозащитники празднуют первую победу, европейское сообщество довольно, а общество так и не определилось со своей позицией в этом вопросе. Кроме вполне понятных человеческих эмоций и нравственных позывов, обосновывающих введение моратория, остается и не менее обоснованный скептицизм: тюрьмы переполнены, уровень преступности не снижается, а самый главный постулат для общества без смертной казни - сознание необратимости наказания - не имеет пока должного статуса. Так готовы ли мы к жизни без права на смерть? - вопрос, на который ищут ответы герои нашего “Форума” Dалее Нужна ли Казахстану отмена смертной казни?
Жазбек Абдиев, депутат мажилиса парламента Республики Казахстан (Комитет по законодательству и судебно-правовой реформе): - Я выступаю за отмену смертной казни. Я категорический противник высшей меры наказания. Не только из-за политических, но и из-за гуманистических, религиозных, общественных соображений. Я приветствую мораторий. Государству не впервые взваливать себе на плечи тяжелый груз, связанный с гуманизацией и демократизацией. И этот груз тоже будет перенесен и достойно преодолен. Тюрьмы построить - это же не беда. Зато мы сохраним жизни многих людей. Сейдахмет Куттыкадам, независимый журналист: - Я поддерживаю принятие моратория. Но я против того, чтобы сразу же начали отменять смертную казнь. Я думаю, что к этой теме надо подходить исключительно аккуратно. Необходимо тщательно расследовать каждый случай, не торопиться с принятием решений, делать отсрочку приговоров хотя бы на полтора - два года. В принципе, я считаю, что наша страна не готова отменять меру высшего наказания. Я, конечно, могу понять многих наших демократов, но у меня другая точка зрения. В нашей стране совершаются очень страшные виды преступлений, которые не вписываются ни в какие нормы других государств. Здесь вопрос не столько экономический, несмотря на переполненность тюрем, сколько дело в человеческом отношении. Я не знаю, как можно проявлять гуманность к убийце, который, скажем, изнасиловал младенца, маленькую девочку, или серийному маньяку, зверским образом зарезавшему несколько человек. Может, лет через пятьдесят, когда общество станет гуманным, когда законы будут соблюдаться, когда исчезнут все эти вещи, тогда можно будет отказаться от применения смертной казни, но не сейчас. Многие рассуждают так: что бы я ни сделал, меня не убьют. Многим кажется, что им нечего терять. И таких людей масса. Им все равно где жить: на воле или в заключении. Единственное, чего они боятся - только смерть. Азат Перуашев, лидер Гражданской партии: - К сожалению, уже в советское время были известны случаи, когда людей наказывали, расстреливали. Часто выяснялось, что преступление совершили не они, а другие лица. Но исправить и переделать ничего было нельзя. Поэтому с этой точки зрения я поддерживаю мораторий на смертную казнь. С другой стороны, необходимо понимать, что есть такие преступники, по отношению к которым казнь является действительно актом справедливости. Вопрос очень сложный и многогранный. Будет ли отменена смертная казнь или нет, это должно решать законодательство. С точки зрения экономики это нагрузка, потому что содержание заключенных ложится на плечи государства. Гарифолла Есим, доктор философии Казахского национального университета имени аль-Фараби: - Однозначно сказать сложно. С точки зрения высокого гуманизма, конечно, отмена смертной казни - это бесспорное явление. Потому что никто, кроме Создателя, Творца, не вправе отнять жизнь у человека, какой бы он ни был. Другой вопрос - вопрос конкретной реальности, реалии нашего современного Казахстана. Насколько отмена смертной казни соответствует нашей действительности? Возникает очень много вопросов. Во-первых, содержание таких людей на оставшуюся жизнь. Изредка на страницах прессы поднимается вопрос о содержании залюченных в антисанитарных, нецивилизованных условиях. Но сможем ли мы создать этим людям нормальные условия? Может, это будет даже похуже смертной казни, вечные муки? Это вопрос цивилизации. Конечно, если мы хотим быть цивилизованной страной, то должны присоединиться к мораторию на смертную казнь. Но в современных условиях мы еще недостаточно подготовлены к этому. Меня волнует, в каком содержании будут находиться эти люди? Не обречем ли мы их на какие-то мучительные испытания, худшие, чем смертельный приговор?
Подготовила Сауле Ынтыкбаева Ведущая полосы Ирина Гайкалова
|