9 января 2004
№ 01 (293)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо     Поиск

Вы можете поставить свою оценку в конце страницы 
    Тема  

“Зеленая” сказка

Возможно ли улучшить экологию Алматы?
Есть скептики, которые полагают, что ничего не изменишь. Так уж расположен этот город, как ни строй дома, что ни делай - он обречен жить в чаду. Яма.
Имеются оптимисты, предлагающие различные фантастические проекты: от возведения электростанций, работающих на магнитной тяге, до полного запрета на автомобили.
Мы, понятное дело, реалисты. Но чуточку фантазии хорошему реалисту не помешает. Если есть хоть какая-то вероятность исправить положение, всякий проект, на наш взгляд, должен быть пристрастно изучен городскими властями.

Дым Отечества

Сделать весь муниципальный транспорт электрическим, а движение личного ограничить? Трудно, конечно, и дорого, и коррупция мешает, но, возможно, а главное - необходимо.
Перевести все энергетические объекты (в том числе и домашние печи) с угля на газ? Давно об этом говорится, но почему не делается-то?
Ограничить срок использования старых автомобилей, обязать водителей использовать оптимизаторы топлива? Да чем скорее, тем лучше.
И еще. Говорят, как встретишь год, так его и проведешь. Новый, юбилейный для южной столицы год мы начинаем с разговора о ее экологии
Dалее

 

Болезни-мутанты

Анна Шелепова,
Вячеслав Щекунских

Ученые доказали, что в республике нет практически ни одного благополучного в экологическом плане региона. Восточный, Западный Казахстан, Центральный, Семипалатинский полигон - везде свои проблемы Dалее

 

Внимание: ГАЗЫ

Еще 20 лет назад экологи установили главную причину скверной алматинской экологии - это автомобильный транспорт, на который приходится до 80 процентов всех вредных выбросов. За последние 10 лет парк автомашин в Алматы увеличился в несколько раз и сегодня он составляет 350 тысяч единиц

Словом, дело - труба. Выхлопная. В одночасье запретить всем алматинцам пользоваться легковым автотранспортом - глупо. Болезнь, принявшая хронический характер, требует комплексного лечения. На это уйдут годы.
А задыхается город уже сейчас. И в качестве “ингалятора” власти создали первый в Казахстане экологический взвод дорожной полиции (22 бойца) при ГУВД Алматы. Вооружив дорожных экологов газоанализаторами и дымомерами, перед ними поставили задачу - контроль за выбросами вредных веществ в отработанных газах автомобилей.
Всего сегодня в Алматы шесть передвижных экопостов на въездах в город. Ежедневно через “клизму” дорожных экологов проходит каждая пятая машина.
- В среднем в сутки сотрудниками экологического взвода в Алматы оформляется порядка 80 протоколов на нарушителей, - рассказывает командир взвода старший лейтенант полиции Андрей Парфенов. - Если раньше дурными газами грешили в основном автомобили российского производства, то теперь в списке нарушителей представители всех мировых марок. Как правило, атмосферу портят именно старые машины 70- 90 гг. выпуска. За прошлый год за счет штрафов с коптящих автомашин бюджет города пополнился на 17 миллионов тенге. В 2004-м эта цифра может значительно увеличиться. Новые изменения в Административном кодексе позволяют увеличить штраф в случае повторного нарушения в 10 раз!
По словам дорожных полицейских, погоду в городе делают перегруженные перекрестки; наибольший выброс СО2 наблюдается в тот момент, когда автомобили на малых оборотах газуют в ожидании зеленого света светофора.
- Мы делаем все, чтобы максимально увеличить пропускную способность улиц, чтобы транспорт не застаивался на перекрестках, - рассказывает Серик Кайназаров. - Кое-где разрешили скорость проезда до 70 километров в час. Даже расширение на полметра для улицы Тимирязева оказалось спасительным: сейчас здесь практически нет пробок. Стали шире улица Джандосова и проспект Райымбека. В перспективе улица Ауэзова пробьется через вагоноремонтный завод и выйдет до Райымбека. Согласно специальной программе, принятой акиматом города, микрорайон “Аксай” будет закольцован трамвайным движением. Строится канатная дорога от Медео до Чимбулака (въезд автомобилей на Чимбулак будет запрещен). В настоящее время больше всего загазованы районы городских рынков, где из-за отсутствия нормальных парковок машины стоят вдоль дороги на проезжей части и затрудняют и без того загруженное движение. В перспективе планируется выкроить рядом с рынками место для паркинга, чтобы освободить проезжую часть. Большие надежды на метро.
Таких маниловских проектов, как метро у Алматы, набирается с добрый десяток. Например, монорельсовая дорога для бесшумных и удобных в эксплуатации трамваев. Как искренне надеются городские власти, этот экологически чистый вид транспорта разгрузит дороги; новые вагоны по вместимости могут заменить три обычных автобуса или более полутора сотен “легковушек”.
Еще один обещанный эксперимент - переход автомобилей с бензина на газ. По словам авторов проекта, использование природного газа автохозяйствами приведет к снижению вредных выбросов в среднем на 60 процентов у легковых автомобилей и на 70 процентов - у автобусов.
Еще весной 2003 года планировалось построить в Алматы две автогазозаправки и перевести на “газовые рельсы” около 10 тысяч автомобилей, работающих на бензине. Но на деле программа “газификации” автотранспорта почему-то забуксовала, может, не нашлось 9 миллионов долларов (именно во столько оценивался проект)?
- Наши сотрудники по обмену опытом ездили в Бельгию, - делится впечатлениями Андрей Парфенов. - Как их экологическая полиция решает подобные проблемы? В центре Брюсселя, например, проезд на личном автотранспорте полностью запрещен.
Ограничено автомобильное движение на личном транспорте в центре Парижа, Лондона, Москвы...
Такой же рецепт предлагают нам и эксперты TACIS: определить экологически чистые зоны, куда будет полностью запрещен въезд автотранспорта. У нас, похоже, такая зона одна - трасса от Медео до Чимбулака.

Ольга Медведева

“Асар” на экологию

Экологическая обстановка в городе, пожалуй, самый больной вопрос не только для алматинцев, но и для изобретателей. Вот уже около десяти лет они, стараясь облегчить жизнь горожанам, пытаются внедрить свои разработки. На все их предложения городские власти мило улыбаются, говоря, что их разработки замечательны, но ... денег на это нет

Среди изобретений, а их около двух десятков, есть так называемые газонейтрализаторы для автомобилей. Если такой прибор установить на глушителе автобуса, то выхлоп очищается на 98 процентов. То есть в нейтрализаторе сгорают все вредные примеси, которые мы вдыхаем.
Имеются установки по очистке воздуха от смога. Кстати, они убивают всевозможные вредные вирусы, в том числе вирусы гриппа, атипичной пневмонии, а также очищают воздух от пыльцы растений и вырабатывают кислород.
Было предложено эффективное средство по очищению дорог от гололеда. Без помощи соли и песка, которые портят не только резину, но и асфальт.
И таких разработок, требующих минимум средств, но приносящих огромную пользу, у алматинских изобретателей масса.
- Каждый из изобретателей в одиночку обращался в различные инстанции, - говорит изобретатель Александр Емельянов, - это Городское управление экологии, горакимат, Алматинское городское учреждение по реализации природноохранных программ, но везде получали одинаковый ответ. Денег на это не выделяется. Напрямую обращались и к руководителям заводов, но они в этом не заинтересованы. Всевозможные иностранные фонды также отказываются финансировать разработки казахстанских изобретателей.
Не так давно одиночки-изобретатели объединились и в конце прошлого года со своими предложениями обратились к руководству партии “Асар”. Ведь именно эта партия в своей программе уделяет особое внимание экологии. Изобретатели настроены оптимистично, они надеются, что именно “Асар” окажет им поддержку.

Галина Наумова
Вернуться назадОбсудить в форуме

     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп