7 ноября 2003
№ 44 (284)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо  Поиск по сайту

Вы можете поставить свою оценку в конце страницы 
    События 

Преломить хлеб

Андрей Губенко

На днях главный маркитант страны, ОАО “Продкорпорация”, выступил с несколько неожиданным заявлением. А именно - мы стали свидетелями негодования по поводу того, что сейчас казахстанское зерно в чрезмерных объемах вывозится для продажи за рубеж. Мол, есть опасность, что нам самим не хватит.
Это все равно, как если бы начальник полиции жаловался на наглость воров и хулиганов

Особенно если учесть, что среди экспортеров зерна числится и сама “Продкорпорация”, коммерческий закуп (для спекулятивной продажи) которой в этом году составил 2 миллиона тонн. Тогда как, напомним, именно эта организация ответственна в первую очередь за продовольственную безопасность страны. Но для этих целей закуплено лишь полмиллиона тонн. При годовой потребности Казахстана в 6 миллионов.

Такое вот любопытное представление о своем профессиональном долге и должностных обязанностях.
Впрочем, расхождение слов с делами - явление в наших широтах распространенное. Но в данном случае, как нам показалось, логический кульбит руководства “Продкорпорации” обладает большим потенциалом. Мы бы вообще посоветовали всем ответственным чиновникам взять этот прием на вооружение: допустив очередной “косяк”, не извиняться или, паче чаяния, подавать в отставку, а ... возмущаться. Или, что еще лучше, публично предложить вместо существующей негодной системы другую, прогрессивную.
А пока они до этого еще не додумались, мы, пожалуй, готовы сделать эту часть работы за них.
На самом деле, добиться того, чтобы при богатом урожае не остаться самим без хлеба, довольно просто.
Надо сделать лишь одно формальное допущение. Все зерно, которое собирает Казахстан, разделить условно на две категории. Первая - на данный момент 6 миллионов тонн - это тот стратегический продукт, который необходим казахстанцам, чтоб не помереть с голоду. Это тот самый хлеб, что всему голова, Хлеб с большой буквы Х.
Вторая же категория - все, что сверху 6 миллионов - просто зерно, обычный товар. Проблема в том, чтоб была организация, которая бы аккумулировала все собранное зерно, а затем разделяла его на эти две условные группы. И поступала с ним соответственно: Хлеб, который всему голова - продавала бы отечественным потребителям, хлеб-товар - всем желающим.
Первый - по цене, определяемой лишь ценой, по которой производится закуп у производителей зерна (и объявляется она еще в начале года в зависимости от “видов на урожай” и прочих объективных факторов). Второй - по цене, что диктует международная рыночная конъюнктура.
Отдать же всю торговлю зерном одной организации (как в Северной Америке - Зерновому пулу) следует хотя бы потому, что при иных раскладах никогда не добиться того самого порядка, о котором говорилось выше. Частные трейдеры имеют единственную цель - выгоду. А потому нечего и удивляться, что случись благоприятная ценовая конъюнктура за рубежом, они с легкой душой продадут весь урожай, а затем сами пойдут по миру за куском хлеба. Который, конечно, добудут, но уже втридорога.
Первая часть этого сценария в Казахстане уже осуществляется. Очередь за второй.
Возможно, учреждая шесть лет назад “Продкорпорацию”, ее отцы-основатели имели целью создание именно такой организации. Но, к сожалению, получили мы в результате нечто как раз обратное задуманному. Вместо государственной структуры, озабоченной продовольственной безопасностью страны - обыкновенного зернового трейдера, занятого исключительно коммерцией. С той лишь разницей, что под броской вывеской национальной компании.
Судите сами.
Что такое полмиллиона-миллион тонн зернового закупа для страны, потребность которой составляет 6 миллионов?! О какой продовольственной безопасности может идти речь? То есть прямой своей, основной функции “Продкорпорация” не выполняет. Как следствие, каждый год она обрушивает отечественный рынок, то в одну, то в другую сторону.
В прошлом году объявленная ею закупочная цена в 60 долларов за тонну едва не разорила большинство крестьян. В этом году 125-долларовый рубеж заставил поднять цены производителей муки и хлеба и, таким образом, сказался на конечном потребителе.
А в обществе есть три категории граждан, чьи интересы должна обслуживать эта структура. Производители зерна, его переработчики и, наконец, самая широкая - потребители. И из года в год все они - то врозь, то попеременно - от ее деятельности несут только прямой урон. Первая и вторая категории, впрочем, в конце концов, свои убытки переносят на плечи покупателей, поднимая цены - и потому особо не ропщут. А последняя категория, даром что самая широкая, в то же время самая безответная. Именно простые граждане, питающиеся из пресловутой “минимальной потребительской корзины”, больше всех страдают от повышения цен на хлеб. Но об этом не принято говорить - и вовсе не из лукавства. Просто те, кто имеет возможность говорить с высоких трибун, вне зависимости от того, к какой они партии принадлежат, те, кто ездят на “мерсах”, даже не понимают, о чем речь.
Ну поднялась цена с 24 до 36 тенге за булку хлеба, и что? Смешные цифры, да и не цифры даже - дроби какие-то! А то и вовсе, поиспортив желудки на ресторанных харчах, наши власть имущие хлеба не едят: вредно.
Обеспечивает “Продкорпорация” стабильные цены на хлеб? Стабильные цены на зерно? На муку? Спасает от разорения фермеров и от голода бюджетников? Нет.
Но не занимаясь своими прямыми обязанностями, чем же тогда увлечена “Продкорпорация”? А вот тем самым - коммерческим закупом. И, промышляя как банальный трейдер, она соответственно и методы использует трейдерские или, попросту говоря, на наш взгляд, спекулянтские. Закупить подешевле, продать подороже. Вот только надо иметь в виду, что рычагов влияния у “Продкорпорации” побольше, чем у их коллег по рынку.
Вот так и выходит, что каждый год она формирует цену на зерно, ориентируясь лишь на свою выгоду, но никак не на интересы населения. Что 60 долларов за тонну в прошлом, что 125 в нынешнем - все это спекуляции. Экспертами подсчитано, что нормальная цена, которая устроила бы всех, и производителей, и потребителей - примерно 90 долларов за тонну. Именно этот уровень позволяет производителям хлеба держать цену за формовую булку из муки высшего сорта на отметке 24 тенге. Сейчас же, при нынешних ценах на зерно, такое позволить себе могут лишь крупные хлебозаводы вроде компаний “Алматы нан” или Аксайского хлебобулочного комбината. Мелким хлебопекарням, чтоб не разориться, уже сейчас приходится поднимать цену на 50 процентов.
А ведь стабильная (и низкая) цена на хлеб - вопрос политический. Это все равно как стабильная (и сильная) национальная валюта - один из столпов спокойствия и порядка в обществе.
Возможно, понимая это, руководство “Продкорпорации”, чтобы отбиться от будущих обвинений в подрыве основ, уже сейчас, загодя... бьет тревогу. Все по тому же принципу, что и тогда, когда высказывало беспокойство по поводу чрезмерного вывоза зерна из республики. А именно, оно обвинило в сговоре крупные компании, занимающиеся переработкой зерна. Мол, владельцы крупных хлебозаводов спекулируют сложившейся ситуацией. Минутку, а кто же ее “сложил”? Как будто это не “Продкорпорация” самолично установила цену в 125 долларов за тонну, предварительно “пострелявшись с иностранными трейдерами и взвинтив рынок. Тем самым “подставив” рядового потребителя.
Как будто это не она закупила почти 2 миллиона тонн в порядке коммерческого закупа и по самым скромным подсчетам “заработает” на его перепродаже за рубеж 20 миллионов долларов. Вместо того чтобы постараться обеспечить отечественных переработчиков зерном по умеренным ценам.
Как будто это не она превратила фьючерсные контракты с крестьянами (крупные-то сельхозпроизводители на эту кабалу никогда не согласятся) в кредиты с “диким” процентом, которые, правда, отдавать приходится зерном. Или таким образом она помогает селянам и реализует государственную программу “Аул”?
Удобная позиция, хотя и избитая. Кто громче всех кричит “держи вора”?..
P.S. Мы, впрочем, предвидим и другого рода реакцию. А именно, не менее модный сегодня упрек в ангажированности. Ничего не остается сделать, как согласиться. Да, действительно, мы ангажированы. Но кем? Народом, нашими читателями. И уж во всяком случае, не “денежными мешками”, по которым, понятно, повышение цен на хлеб никак не ударит. И, конечно, этой статьей наша “ангажированность” не ограничивается.

Вернуться назадОбсудить в форуме

     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп