7 ноября 2003
№ 44 (284)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо  Поиск по сайту

Вы можете поставить свою оценку в конце страницы 
    Право  

проЛетайте уверенно

Аврора КРЕЙСЕР

Новый слоган авиакомпании-монополиста “Летайте уверенно” опровергают сами его авторы. Причем довольно часто. В эту среду пассажиры авиакомпании “Эйр Астана”, летевшие в Актау, с удивлением обнаружили, что их ждет не обещанный рекламой “Боинг”, а старая “тушка” компании “Актау ауе жолы”. Таких проколов у покрывшего своим ненавязчивым сервисом всю республику авиаперевозчика можно насчитать немало.
Словом, продолжаем тему, начатую в прошлом номере (“Один в небе не воин”, “НП” №43, 2003 г.)

Оставь надежду,
всяк билет
терявший

Нет, речь не о трамвайных “зайцах”. О билетах, по которым летают пассажиры компании “Эйр Астана”. Есть в них одно интересное условие. Настолько интересное, что им должны бы заинтересоваться в Антимонопольном комитете или в обществах защиты прав потребителей, поскольку оно свидетельствует о полном пренебрежении казахстанскими законами и международными стандартами.
Компания, ставшая на казахстанском рынке монополистом благодаря стараниям комитета гражданской авиации Минтранскома республики, пользуется своим статусом “объекта искусственной монополии” не только для повышения цен на билеты. Она еще ставит своих клиентов в довольно некомфортные условия, предлагает жесткие правила обслуживания. И пассажир соглашается, потому что лишен выбора.
Покупая билет, внимательный пассажир может прочесть “Условия договора воздушной перевозки”. Пункт 4: “При утрате билета пассажир к полету не допускается, стоимость билета не возвращается, дубликат не выдается, претензии не принимаются”. Явный перебор с отрицательной частицей “не”, видимо, означает одно: оставь надежду, всяк сюда входящий, вернее, всяк билет потерявший.
Такое условие, начертанное на трех языках довольно мелким шрифтом, - открытое нарушение указа президента, имеющего силу закона от 25 декабря 1995 года (№2697) “О транспорте”. Статья 72 говорит о том, что если перевозчик выдал билет, но он был неправильно оформлен или утерян, договор остается в силе. Но новой компании указ президента - не указ.
Бронирование в системе данных компьютера, оказывается, не является доказательством покупки билета. Как и оставшийся у агента по продажам купон от билета. Это тем более странно, что в развитых странах начали вовсе обходиться без билетов. Место можно приобрести по Интернету, находясь дома или в офисе, получить код виртуального билета и в аэропорту при посадке просто назвать его. Никакой бумажный билет при этом не требуется.
Конечно, можно понять компании, которые защищают себя от возможных нарушений и злоупотреблений. Некоторые известные авиаперевозчики, например, при утере билета берут небольшой символический штраф с клиента, но в полете ему не отказывают.

Международные
стандарты
не для нас

Кроме государственных законов, есть еще международные требования и рекомендации, к которым уважающие себя компании стараются прислушиваться. Очень многие страны присоединились к Монреальской конвенции, которая значительно повысила гарантии безопасности и условия страхования пассажиров. В ней, например, увеличены выплаты при несчастных случаях, утере багажа, катастрофах.
Казахстан стал членом международных авиационных организаций, которые придерживаются Варшавской и Монреальской конвенций. Но, судя по условиям договора, диктуемым своим клиентам “Эйр Астаной”, она игнорирует и эти принципы.
К чему приводит монополия, хорошо видно и по ценам на полеты. Главным требованием любого тендера или конкурса на те или иные услуги должны быть выгодные ценовые предложения. Выгодные, естественно, для потребителей. Но после тендера, где компания “Эйр Астана” получила практически все маршруты, которые другие компании раскручивали годами, цены на многие направления повысились. Из Алматы в Астану с мая прошлого года - на пять тысяч тенге. В нефтяную столицу Атырау - на девять тысяч тенге. А недавно была поднята стоимость билета в Уральск почти на шесть тысяч тенге.
Словом, вместо удешевления потребители получили удорожание. А причина одна - суперзарегулированный рынок, где ни о здоровой конкуренции, ни о снижении тарифов говорить не приходится.
А ведь статья 7 закона о государственном регулировании гражданской авиации гласит, что свидетельство на авиамаршруты может быть выдано нескольким компаниям. Что вполне логично, если в стране действуют рыночные отношения.
Интересен опыт соседей из стран СНГ. В Украине авиаперевозчикам предложили: хотите иметь прибыльные маршруты, берите в нагрузку нерентабельные, но социально значимые. Так там развивают областные перевозки и защищают отечественные компании.
В России принято квотирование. На определенные рейсы выделяется квота, а потенциальным конкурентам предлагают договариваться самим о разделе воздушного пирога. И только в случае серьезных разногласий вмешиваются органы управления и делят маршруты между авиакомпаниями. У нас воздушное пространство на тринадцатом году рынка передали практически одной компании. Отсюда - и повышение тарифов, и подмена типов самолетов с обещанных “Боингов” на “яки” и “тушки”.
И последнее. В тех же условиях договора, начертанных на билете, последняя фраза отнимает и самую робкую надежду на то, что пассажира здесь уважают и любят. Звучит она так: “Дополнительные условия доводятся до пассажира перевозчиком во время полета на борту самолета”.
То есть вы сели, пристегнулись, самолет поднялся в воздух, и тут стюардесса объявляет те самые “дополнительные условия”. Ну, например, “Сегодня легкого обеда не предусмотрено” или “Наш самолет изменил маршрут. Мы летим в Ирак”. И не надо никакого автомата или взрывного устройства.

Вернуться назадОбсудить в форуме

     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп