Вы можете поставить свою оценку в конце страницы
ШАМАН ИЗ СНОВ МУСТАФЫ Ася Нуриева
Шесть лет назад Мустафа Баласи попал в аварию и спасти его смогла не традиционная медицина, а ... некая шаманская сила, в поисках которой он приехал вопреки увещеваниям своих друзей на свою прародину - в Среднюю Азию. Он очень хочет снять свой новый фильм о шаманизме и его носителях ЕВРАЗИЕЦ Моя мама родом из тюркского племени, которое пришло из Средней Азии и которое обладало знанием, как исцелять людей. Именно она сумела вытащить меня после аварии. Я родился в Бельгии. Мой отец дал мне прекрасное образование - я закончил бельгийский институт кинематографии по специальности “режиссер-документалист”. Я не могу назвать себя в полной мере ни европейцем, ни восточным человеком. Я - европейский турок. Из Бельгии, конечно же, мой первый шаг был направлен в Турцию. А из Турции я уже обратил свой взор к Средней Азии. Средняя Азия - это отец, а Турция - мать. И я должен был вернуться в Среднюю Азию, так как мое племя вышло из Хорезма и ее столицы - Хивы. До того, как мы стали суннитами и шиитами, мы были дервишами и шаманами. И все происходит в этой спирали. И мой фильм, который я буду снимать о шаманах, тоже будет развиваться по спирали. АВАНТЮРА Я никогда не смотрел на Среднюю Азию как на советское пространство, потому что это часть моей истории и я не чувствую себя здесь странником. В Бельгии люди спрашивали меня: “Где это Кыргызстан, где это Казахстан?” Мне говорили: “Ты сумасшедший! Как ты едешь один и без знания языка? Куда и зачем? Это опасно!” А я говорил: “Все будет хорошо! У этих языков тюркские корни. Там ждет меня мой шаман из снов!” И я был прав! Хотя искать шамана во всей Средней Азии, как иголку в стоге сена, это действительно большая авантюра!
ПУТЬ Все время я пытался определить свой путь, но это не работало. Но как только я расслаблялся, то сразу же попадал в поток, который дарил мне новые встречи. И каждая такая встреча определяла ход моего дальнейшего направления. Так много вещей случилось за эти три месяца! Так много произошло! Путешествие я начал с Бишкека, потом поехал на Караколь, думая встретить шамана возле вершин Хан-Тенгри. В ход шли все мои познания тюркских языков, жесты, мимика, глаза, сердце. Но шаман мне не встречался. Затем были опять Бишкек, Алматы, Усть-Каменогорск. Затем Узбекистан, на который я возлагал свою последнюю надежду. В Ташкенте я ничего особенного тоже не нашел, но встретил женщину-переводчика, которая и определила мое движение в сторону Самарканда, Бухары и Хивы.
САМАРКАНД и ХИВА У меня был до этого пунктик на Самарканде. Я много прочел об этом книг по истории и культуре. И вот я попал в него. Как раз в то время проходил фестиваль традиционной музыки стран Средней Азии. Тысяча танцоров и музыкантов встречали меня своим феерическим искусством. Мне казалось, что они приветствовали только меня, говоря: добро пожаловать, Мустафа! БИ-ФАТИМА А потом действительно со мной стали происходить чудеса. После того, как я встретил переводчицу, которая, узнав о цели моего путешествия, решила познакомить меня со своим мастером. Она была ясновидящая. Звали ее Лена. Благодаря ей я почувствовал свое новое рождение. В Хиве я встретил Татьяну Рамон, которая мне рассказала о женщине-дервише Би-Фатиме, живущей под Алматы. Если ты ищешь шамана, то ты должен знать, что такое дервиш. Шаманизм и суфизм были рождены в Центральной Азии. Ислам же пришел позднее и, перемешавшись с шаманизмом, дал свое новое течение - суфизм. Дервиш - это шаман в суфийском понимании. И трудно дать точное определение, что такое шаман. Потому что у каждого из них своя задача, свой опыт. Шаман не только целитель, но он обладатель мистического опыта. К примеру, Би-Фатима имеет значение как целитель, прежде всего благодаря тому месту, которое она открыла. С этим местом она связана. Оно ее и питает. Ее шаманский посох также имеет свою энергию. МОИ ФИЛЬМЫ Мой первый фильм был посвящен моим родителям. Он назывался “Портрет” и был показан в 28 странах на фестивалях документального кино. Второй, очень жесткий - “Дети улицы”, о беспризорных детях Стамбула, был показан на фестивале “О детских правах” в Германии. Третий - “Мастер”, о моем учителе, старейшем исполнителе традиционной музыки, получился и музыкальный, и трогательный, и поэтичный, и простой и был очень тепло принят публикой. КИНО КАК ИСКУССТВО Как мы говорим в айкидо: все является моим мастером! В кинематографе мне многое нравится, и список может быть бесконечным: Дзига Вертов, Эйзенштейн, Пазолини, Феллини, Кустурица, Такеши Китано, Чаплин... Кино для меня - это средство для передачи моего опыта, знаний и тех ценностей культуры, которые приобрело человечество и к которым приобщен и я
|