7 ноября 2003
№ 44 (284)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо  Поиск по сайту

Вы можете поставить свою оценку в конце страницы 
    Исследования 

Собака на сене

Ирина Гайкалова

Если во всем мире коллекционирование произведений искусства - занятие сколь интересное, столь и прибыльное, то в нашей стране коллекционеру приходится делить интересы и собственное имущество с государством. Дело в том, что культурно-исторические ценности, оговоримся сразу, приобретенные за собственные деньги, по-настоящему владельцу не принадлежат. Почему? А вы попытайтесь вывезти их за пределы Казахстана

Вывезти коллекцию с грифом “культурно-историческая ценность” в другие страны никак не получится: государство в порыве охраны исторического и культурного наследия строго следит за движением предметов через границу. Все произведения, созданные до 1950 года двадцатого века, останутся на родине. Правда, никто не собирается возмещать их владельцу убытки, выплачивать компенсации и приносить извинения - закона такого нет. Впрочем, как нет закона об антиквариате, к примеру, который дал бы четкие определения и регулировал движение ценностей. Почему, собственно, 1950 год стал вехой, от которой мы сегодня отсчитываем время “Ч”. Почему в Израиле, к примеру, антикварную ценность даже тысячелетней давности можно вывезти за пределы страны при наличии определенной справки? У нас же вышитый неизвестной мастерицей тускииз в начале двадцатого века, которыми, кстати, переполнены все музеи и коллекции, никак не может стать предметом вывоза. “Иностранные коллекционеры очень интересуются подобными вещами, - рассказывает директор алматинской галереи “Ретро” Надежда Полонская, - но не приобретают их, потому что обходить законы они не привыкли, а по-другому вывезти не получится. Каким образом другие страны будут узнавать об уровне нашей культуры при подобном отношении к ценностям, я не знаю. Наше государство в данном случае представляется мне этакой “собакой на сене”: мне уже не надо, но другим тоже не дам”.

Впрочем, ратуя за разработку соответствующих законов, мы имеем в виду еще один немаловажный аспект - непосредственно охрану культурных ценностей от расхищения, похищения и контрабанды. В настоящее время в Казахстане нет полноценного легального рынка культурных ценностей. Он только формируется. Гораздо более развит “черный” рынок. Задача как раз и состоит в том, чтобы создать такую правовую базу, которая бы дала толчок развитию легального рынка. А прозрачность и контролируемость естественным образом сократит правонарушения.
Спорить с тем, что охрана культурных и исторических ценностей, а также их ввоз и вывоз для государства - дело непростое, никто не собирается. Однако пока никаких заметных усилий наша страна в деле создания действительно демократичной правовой основы в этой связи не проявила. Мы по-прежнему не имеем возможности вывезти принадлежащую нам культурную собственность, а также ввезти ее в страну без таможенных пошлин. Ситуация эта ничего, кроме жалости к самим себе и смеха сквозь слезы, вызывать не может: получается, нам не нужны иностранные произведения искусства, если мы требуем от владельца плату за пересечение границы. Мол, у нас и своего добра хватает, зачем нам чужое? При этом в любом развитом демократическом государстве (той же Америке, например) никаких таможенных пошлин на ввоз не существует - любое приобретение только приветствуется.
За отсутствием нормального правого регулирования возникло, как это всегда бывает, много разных вариантов того же вывоза произведений. Один из них прост и элементарен - наличие справки о том, что произведение никакой культурной и исторической ценности собой не представляет. Приобретаем мы, например, картину известного, дорогого ныне художника и, чтобы не иметь проблем с таможней, берем справку о том, что картина вовсе не произведение искусства, а так - лубок, подделка. Опозорив таким образом имя художника и свое собственное, пересекаем границу и начинаем доказывать обратное, если это нам нужно, конечно. Выход рациональный, но осадок в душе оставляет не самый приятный.
Отсутствие законов говорит, впрочем, об одной большой проблеме - отсутствии государственной культурной политики как таковой. У нас не только нет закона об антиквариате, но и полноценного перечня памятников культуры, не налажен их поиск, учет, реставрация, отсутствуют централизованные сведения о музейных коллекциях. А то, что плохо лежит, становится со временем чужим достоянием - это факт известный. Получается, вместо того чтобы заниматься дотошным и последовательным законотворчеством, мы практикуемся в применении таможенных правил по отношению к коллекционерам и любителям прекрасного.

Вернуться назадОбсудить в форуме

     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп