7 ноября 2003
№ 44 (284)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо  Поиск по сайту

Вы можете поставить свою оценку в конце страницы 
    Культура 

ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ZЕМЛЯ

Зитта Султанбаева

В Центральном выставочном зале состоялось долгожданное событие, которое алматинские любители и специалисты видеоискусства ждали с особым интересом и нетерпением. А именно открылась выставка британского видеоарта под названием “Электрическая земля”.
Наэлектризованное поле небольшого зала, разделенное на три секции, буквально раскалывалось не столько от хаотичного передвижения зрительской тусовки, сколько от содержимого, которое буквально извергалось на вас из двух мониторов и трех проекторов

В представленных фильмах находит свое отражение жизнь огромного мегаполиса, не только Лондона, но и Токио, Рима, в котором дышат, пульсируют и мечутся энергии, тела и души миллионов людей, хаотичные движения которых подобны траекториям атомов в большом организме.
Безусловный талант самого Марка Бизли, сумевшего так блестяще выстроить эту суперэкспрессивную и наэлектризованную картину, передающую динамику британской жизни, сотканную из нескольких десятков фильмов, очевиден!
Мы можем на примере некоторых из них проследить все представленные им аспекты современной жизни мегаполисов, а также отметить характер каждого из ее авторов и сравнить их с видеоработами наших видеоартистов.

Ползущая девушка из видеоработы “Супер Галерея”-2002

МИКС-ПЛЕНКА
(Оливер Пейн, Ник Релф)
Фильм молодых авторов Оливера Пейна и Ника Релфа длится 25 минут и является ярким срезом мироощущения современного молодого человека.
Через своеобразный визуальный и музыкальный коллаж, склеенный из различных образов, молниеносно сменяющих друг друга, они сумели воспроизвести непричесанный дух британской молодежной субкультуры.
“Наши образы - это плевок в сторону интервенции корпораций в сторону молодежной культуры... “. Еще одна выдержка из манифеста художников, позволяющая узнать именно тот контекст, который определяет возникновение этого видеомайнстрима.
Монтаж этой работы находится в классических рамках современного клипового мышления. Он динамичен, агрессивен и в то же время визуально достаточно эстетичен. Мы видим тщательно выстроенные и очень выразительные кадры, крупные планы, сменяющие друг друга под речитатив популярного в Лондоне рейвиста Терри Райли. И слова “Ты никчемен, ты плохой!” контрапунктом пронизывают весь фильм, как бы дают понять происхождение этого “бунта”, вечно возникающего между поколениями.

КИОСК-2000
(Торстен Лаушман)
Торстен* считает родными слова Дзиги Вертова, написанные им в 22-м году прошлого века для своего манифеста: “Мы очищаем киноглаз от чуждых наслоений - музыки, литературы и театра. Мы ищем собственный ритм, не из чего более не возникающий, и мы находим его в движении... Киноглаз - искусство организации необходимых движений предметов в пространстве в виде ритмического художественного целого, в гармонии со свойствами вещественного и внутреннего ритма каждого предмета”.
Этот фильм сделан видеохудожником во время его путешествия в Японию. Камера Торстена пытливо выхватывает самые характерные и самые неожиданные островки и детали токийского мегаполиса, загадочный ребус которого он пытается разгадать в одиночку, сросшись с камерой в одно неразрывное целое.
В данном случае Торстен похож на фокусника или мага, ибо он добивается внезапной трансформации образов через приближение, доводящее изображение до полной абстракции. Он полностью растворяется в предмете, по которому скользит его “киноглаз”. Его восприятие чувственно, тактильно. Он любит разнообразие фактур, которые так старательно вытаскивает его камера отовсюду, будь то неоновые огни реклам, черепичный тротуар или же движущаяся, разноцветная толпа людей.
Он спокойно перемешивает жанры, превращая привычный ход документального кино в видеоарт.

Ломая стереотипы
Просмотрев всю выставку до конца, приходишь к убеждению, что это поколение видеохудожников ломает все стереотипы и определения, сложившиеся за последние двадцать - тридцать лет, и о видеоарте, о клипе и о документальном кино. Они смело перемешивают стили, понятия, жанры и формы, являясь новыми хроникерами британской реальности, на которую они смотрят по-своему, находя для нее абсолютно непривычную и неадекватную точку зрения.
Переоценить значение этой выставки трудно. Наверняка она даст новый импульс для тех, кто занимается именно этим видом искусства в Алматы. Скорее всего в сторону более раскованного отношения, как к материалу жизни, так и к апеллированию к хроникальным кадрам из своей же истории.
Мы убедились также, что понятие видеоарта очень широко и постоянно меняется. Может быть, и мы пойдем дальше, в осмыслении возможностей современной видеокамеры и цифровых технологий, благо опыт у нас накоплен, хоть и небольшой за эти пять-семь лет, но, тем не менее, очень ценный, о чем свидетельствуют многочисленные фестивали, на которых с успехом демонстрируются наши видеофильмы.
У нас наметился если не свой стиль, то своя тема, которую мы нащупали в поисках собственной идентичности. Мы более созерцательны, менее истеричны и не столь наэлектризованы.
Мы ближе к натуре, и поэтому такие работы, как “Любовные скачки” Р.Хальфина, “Видеоленд” Абликима Акмуллаева, “Апа” и “Степное барокко” А.Менлибаевой, “Чайная церемония” С.Угая, новое видео Ахмета Ахата, обладают мощной и своеобразной восточной энергетикой.
Как заметил сам Марк, при просмотре некоторых наших работ в сравнении с тем, что он увидел в России, он нашел больше точек соприкосновения именно с казахстанским видеоискусством.

Вернуться назадОбсудить в форуме

     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп