Вы можете поставить свою оценку в конце страницы
Тень, знай свое место Светлана Грибанова Ситуация с теневым бизнесом в нашей стране напоминает классический сюжет сказки Андерсена. Напомним его для взрослых, давно не бравших в руки сказок. Тень набирает силу, отделяется от своего хозяина и начинает жить как самодостаточная личность. Если мы не предпримем срочных мер, эта история может повториться: теневой бизнес грозит подмять под себя легально существующий. От 50 до 70 процентов оборота капитала сегодня крутятся в “черном нале”, и с них, естественно, налогов не платят. Именно этот вопрос хочет вынести на обсуждение на предстоящем IX Форуме Национальная ассоциация предпринимателей Dалее На “крючке” закона Светлана Грибанова Недосказанность хороша в художественной литературе и совершенно неуместна в текстах нормативных правовых актов. Додумывать, что имел в виду законодатель - дело неблагодарное, а порой и опасное. Хотя и известно: закон что дышло, куда повернешь, туда и вышло - зачастую он оборачивается против самих законопослушных граждан. Сейчас очень много говорят о том, что мешает нормальному развитию экономики, в частности, малого и среднего бизнеса. Называют трудности с кредитованием, непосильные налоги, бюрократизм, беспредел контролирующих органов. Однако одной из важнейших причин, по мнению проректора Академии юриспруденции - Высшей школы права “Адiлет”, доктора юридических наук, профессора Сергея Ударцева, являются недоработки в законодательстве республики, именно они и порождают многие вышеназванные недостатки Dалее Налог на невежество, или Перипетии пустяков Сегодня из 40 тысяч зарегистрированных в Алматы фирм около половины бездействуют. По республике их, по данным Минфина, более 80 тысяч. Вопрос: почему? Dалее Грошовое дело В свое время Министерством государственных доходов была разработана система контроля за фирмами и частными лицами, имеющими задолженность по налогам. В условиях бюджетного дефицита система работала с большим КПД. Но в атмосфере профицита бюджета она стала давать сбои. Получается так, что деятельность компаний, осуществляющих многомиллиардные обороты в год, приостанавливается из-за ареста счетов в силу недоплаты налогов в сумме 100 тенге! Это же несопоставимые вещи. Здесь нет преднамеренных налоговых правонарушений, ведь легальному бизнесу невыгодно нарушать Налоговый кодекс. Замораживаются счета субъектов малого и среднего предпринимательства по незначительному поводу, например, вовремя не внесены новые данные о поступлении средств. Причем не внесены самим сотрудником налогового комитета. В результате предприятия не могут участвовать в процессе госзакупок из-за имеющейся задолженности, выполнить обязательства по заключенным договорам, оплатить импорт и даже коммунальные расходы. Выяснив ситуацию с налоговым комитетом, приходится объясняться с контрагентом и платить неустойку. Или такая ситуация. Банк несвоевременно перечисляет денежные средства по поручению предпринимателя, стараясь их придержать - деньги находятся в обороте. Далее казначейство разносит денежные средства, поступившие по поручению предпринимателя из банка по счетам. Однако отсутствие электронной системы между казначейством и налоговой службой удлиняет сроки оповещения об уплате. Налоговый комитет, естественно, требует письменного подтверждения от казначейства. После получения подтверждения налоговый инспектор заносит данные об оплате в компьютерную базу. А в итоге задержка своевременной информации об уплате платежей в бюджет казначейством вынуждает налоговый комитет через автоматическое оповещение о задолженности арестовывать счет предпринимателя. Бывает и так, что арест счета производится без уведомления предпринимателей об устранении имеющейся задолженности. Из-за сбоев в электронной системе (вызванных вирусом, например) нередко арест счета производится из-за технической ошибки. А потом у предпринимателя уходит от двух до семи дней на доказательство очевидной ошибки - банка, казначейства, налогового комитета. То есть арест счета производится автоматически, зато снятие ареста отнимает очень много времени. Самое странное в том, что при ошибочном аресте счета предприниматель не может своевременно возвратить заемные средства. Очевидно, налоговому комитету следует принять коэффициент погрешности при уплате налогов. Например, не более одного процента от годового оборота или от суммы среднегодовых налоговых платежей. И эти нормы должны распространяться и на процесс госзакупок. А ужесточение требований к коммерческим банкам, намеренно задерживающим исполнение поручений клиентов, а также введение материальной ответственности банков за это нарушение могли бы, на наш взгляд, помочь решению проблемы.
Талгат Доскенов, президент центрально-казахстанской ассоциации предпринимателей
Мал кредит, да дорог Анализ, проведенный Институтом экономических исследований, выявил основные проблемы, с которыми чаще всего сталкиваются предприниматели при кредитовании в коммерческих банках. Лидирующее положение в этом списке занимает высокий ссудный процент. Процесс установления процентных ставок является чисто рыночным механизмом, который формируется в зависимости от спроса и предложения на финансовые услуги, поэтому никто не должен вмешиваться в данный процесс, тем более государство, в лице Национального банка. Также можно назвать короткий срок возврата кредита, отсутствие льготного периода, большое количество документов при подаче заявки на кредит, сроки освоения кредита, минимальное количество организаций, оказывающих консалтинговые услуги при оформлении кредитов, проблемы с залоговым обеспечением кредита и т.п. Слабым звеном в развитии финансового сектора является и неразвитость фондового рынка, через который можно использовать пенсионные, по сути, очень дешевые и “длинные” инвестиционные ресурсы. Отсутствует тесное взаимодействие в работе государственных органов с банками второго уровня при разработке отраслевых региональных программ. Наконец, недостаточно развит дополнительный сегмент финансового рынка - микрофинансирование. Развивающаяся экономика Казахстана, растущие потребности субъектов малого предпринимательства требуют все большего расширения института микрофинансирования в Казахстане, открывающего доступ к кредитным средствам все большему числу нуждающихся в них предпринимателей. Таким образом можно финансировать наименее обеспеченные слои граждан, не имеющих залогового обеспечения. К тому же организации, занимающиеся микрофинансированием, строят свои отношения с предпринимателями по относительно упрощенной схеме, которая дает им некоторые преимущества перед банками второго уровня: это доступность и гибкость кредитных продуктов, простота и упрощенный порядок оформления кредитов, достаточный срок освоения микрокредита и, конечно, отсутствие необходимости предоставления залога. Микрофинансовые организации в большинстве своем осуществляют свою деятельность за счет грантов различных международных организаций, которые не всегда легко получить. Поэтому помимо международной помощи необходима поддержка со стороны государства. Известно, что государство осуществляет бюджетное кредитование и выделяет средства на реализацию всевозможных государственных программ по развитию малого и среднего предпринимательства. Причем кредитование осуществляется через банки второго уровня в виде среднесрочных кредитов с фиксированной невысокой ставкой вознаграждения. А в отдельных случаях - и с предоставлением льготного периода по погашению основной суммы долга и вознаграждения. В то же время микрофинансовые организации, которые также имеют обширные филиальные сети по всему Казахстану, особенно в отдаленных регионах, не имеют доступа к этим бюджетным средствам. Прямое выделение бюджетных средств микрофинансовым организациям позволит государству обеспечить доступность кредитных ресурсов нуждающимся предпринимателям.
Шалкар Жусупов, генеральный директор Казахстанского фонда кредитования общин
|