24 октября 2003
№ 42 (282)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо  Поиск по сайту

Вы можете поставить свою оценку в конце страницы 
    Дело и деньги 

На “крючке” закона

Светлана Грибанова

Недосказанность хороша в художественной литературе и совершенно неуместна в текстах нормативных правовых актов. Додумывать, что имел в виду законодатель - дело неблагодарное, а порой и опасное. Хотя и известно: закон что дышло, куда повернешь, туда и вышло - зачастую он оборачивается против самих законопослушных граждан. Сейчас очень много говорят о том, что мешает нормальному развитию экономики, в частности, малого и среднего бизнеса. Называют трудности с кредитованием, непосильные налоги, бюрократизм, беспредел контролирующих органов. Однако одной из важнейших причин, по мнению проректора Академии юриспруденции - Высшей школы права “Адiлет”, доктора юридических наук, профессора Сергея Ударцева, являются недоработки в законодательстве республики, именно они и порождают многие вышеназванные недостатки

Современное законодательство начинает отставать от устремившегося вперед общества. “Общество вырастает из старой одежды, гардероб старого законодательства требует сегодня обновления, - говорит Сергей Федорович. - Большинство действующих законов, даже если подходить к ним дифференцированно, были приняты в период, когда нужно было менять систему, отжившие отношения и институты. Они менее ориентированы на динамичное и устойчивое развитие общества. Условия изменились, пора менять и правила игры.

Смотря с какой стороны подойти

В частности, многие нормативные акты, регулирующие сферу среднего и малого бизнеса, вместо того, чтобы способствовать развитию предпринимательства, в новых условиях стабилизации экономики, наоборот, создают множество препятствий для оптимального развития.”
Вот, например, у нас каждый предприниматель при оформлении земельного участка, выводе помещения из жилого фонда, получении разрешения на конструктивные изменения в выкупленной квартире встречается почти с непреодолимыми бюрократическими препонами, которые затягивают решение вопросов. А без этого он не может ни начать дело, ни его расширить. Причинами задержки, по мнению Сергея Ударцева, стала монополизация некоторых процедур какой-то одной организацией (часто извлекающей прибыль), которая просто не в силах обработать огромное количество документов, справиться со всеми действиями - проведением экспертиз, замеров и т.д.
Не менее остро стоит проблема лицензирования. Закон ограничивает число видов лицензионной деятельности несколькими десятками, с учетом подзаконных актов их количество вырастает в 15 раз - до тысячи с лишним. На практике из-за различных толкований норм законодательства оно может быть и больше. К этому прибавляется несогласованность подзаконных актов с законодательством. В результате процедура лицензирования некоторых видов деятельности благодаря бюрократическим крючкам затягивается на несколько месяцев. К тому же законодательством не учитывается экономико-географический фактор. Например, большинство туристических фирм находится в Алматы, а лицензию дают в Астане. Это лишние затраты времени и денег.
Все это создает также и поле для коррупции. Не хочешь ждать решения вопроса - плати. Особенно часто произволом и злоупотреблениями сопровождаются проверки предпринимателей различными контролирующими органами. Большой простор для воображения дают заложенные в Кодексе об административных правонарушениях вилки штрафов, налагаемых на юридические лица - от 0 до 500 месячных расчетных показателей (МРП). Можно назначить 5, можно 10, а можно оштрафовать на всю катушку - на 500 МРП. Все зависит от того, как проверяющий расценит нарушение. “Сама по себе идея - использовать гибкие санкции в Административном кодексе - хорошая, - говорит Сергей Федорович. - Потому что бизнес может быть разным, да и правонарушения могут быть и более незначительными, и более злостными. Все нужно дифференцировать, но на деле такая дифференциация не сложилась”.
Хороший замысел на практике дал возможность проверяющим манипулировать вилками штрафов в своих интересах, породил коррупционную ситуацию. По мнению профессора, нужно конкретизировать нормы, а не ждать умных, добросовестных проверяющих, которые, как на весах, до грана будут взвешивать каждое правонарушение. Необходимо уже сегодня уменьшить вилки и дифференцировать суммы штрафов с учетом размера предприятия (индивидуальный предприниматель, микробизнес, малый, средний, крупный бизнес), по продолжительности бизнеса, количеству работающих и т.д., и в зависимости от этого ввести конкретные санкции.
Проблемы создают и пробелы в законодательстве. Например, в лесном законодательстве предусмотрено, что участки на вырубку леса распределяются на основании тендеров, а инструкции, постановления правительства или иного подзаконного акта и доныне нет. Что делать предпринимателям, работающим в мебельной и деревообрабатывающей промышленности, останавливать производство? Вот еще одна ситуация, созданная законодателем, когда предпринимателей подталкивают договориться в обход закона.
Или еще одна проблема - отставание подзаконного акта от закона. Иногда подзаконный акт, принятый несколько лет назад, может прийти в несоответствие с вновь измененным законом. Причем люфт во времени, когда подзаконные акты противоречат закону, может измеряться и месяцами, и годами. Зато недобросовестные госчиновники могут использовать это упущение в своих интересах.
По мнению Сергея Ударцева, законодательство, особенно связанное с предпринимательской деятельностью, подлежит криминологической экспертизе: нельзя допускать, чтобы сам закон провоцировал правонарушения путем пробелов, отсылок на несуществующие нормативные акты, отдельными нормами с коррупционным потенциалом.

Вернуться назадОбсудить в форуме

     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп