Вы можете поставить свою оценку в конце страницы
Налог на невежество, или Перипетии пустяков Сегодня из 40 тысяч зарегистрированных в Алматы фирм около половины бездействуют. По республике их, по данным Минфина, более 80 тысяч. Вопрос: почему? На самом деле, они просто ушли “в тень”. И конечно, не от хорошей жизни. Известно, что социально-экономическое развитие государства во многом зависит от выбора налоговой политики. Сегодня у нас существуют две важные проблемы: низкий уровень налоговой культуры, который заключается в незнании налогового законодательства значительной частью населения, и проблема цивилизованных отношений между налогоплательщиками и налоговыми органами, то есть администрирование. По каждой из проблем можно развернуть отдельную дискуссию, но в целом они взаимосвязаны, ведь без первого не может быть и второго. К примеру, воспитание налоговой культуры начинается со школьной скамьи, специальных теле- и радиопередач для населения. То есть любой человек должен четко знать, какие налоги платить, в каком размере, как они исчисляются и в какие сроки оплачиваются. Следующий же шаг - нужно подготовить и выдавать памятки индивидуальным предпринимателям с краткой информацией об их правах и обязанностях, о предстоящих авансовых платежах, о сроках получения свидетельства по налогу на добавленную стоимость, уведомлений об изменении регистрационных данных и т.д. А это уже администрирование. Кроме того, во всех налоговых комитетах должны быть консультационные пункты, где можно было бы получить необходимую информацию, образцы документов. И еще о влиянии администрирования на развитие предпринимательства. Не секрет, что штрафы являются одним из источников пополнения бюджета. Вот пример. Индивидуальный предприниматель Н., имея на руках патент по виду деятельности “Ремонт квартир, служебных и производственных помещений”, теряет свою прибыль в размере 500 тысяч тенге плюс стоимость патента (около 150 тысяч) по иску налогового комитета в 2002 г. за то, что работала без лицензии. Но в инструкции Минфина от 21 мая 1999 г. № 535 четко сказано, что на лицензируемые виды деятельности выдача патентов производится после получения лицензии. Это к тому, что одной из причин ухода предпринимателей в теневую экономику является репрессивное налоговое администрирование. В целом ряде случаев после первых же отчетов в налоговых комитетах нередко с применением штрафных санкций (нет справки о предстоящих авансовых платежах, не встал на учет по налогу на НДС, не сообщил о внесении изменений) у предпринимателя опускаются руки. Что же делать в этой ситуации? Как расширять налогооблагаемую базу? Во-первых, необходимо внести изменения и дополнения в Административный и Налоговый кодексы. Установить щадящий, стимулирующий режим для начинающих предпринимателей. Во-вторых, нужно поднять заработную плату работникам налоговых органов, особенно в среднем звене, исключить ее зависимость от собираемости налогов и особенно штрафов. В-третьих, провести налоговую амнистию для тех бездействующих предприятий, для которых истек срок исковой деятельности - 5 лет и у которых нет задолженности перед бюджетом. Владимир Ермаков, директор центра обслуживания предпринимателей “Секрет + Сервис”
|