Вы можете поставить свою оценку в конце страницы
Мне надели наручники на глазах у всех Несколько малоизвестных фактов из жизни известного музыканта Дана Бекмагамбетова Этим летом на концертных площадках Алматы можно было часто видеть в качестве аккомпаниатора известного пианиста Тимура Урманчеева Dалее Мы были другими Салтанат Исмагулова Алматы в будущем году празднует свой 150-летний юбилей. История нашего города воскресает в рассказах старожилов, которых, к горькому сожалению, не так уж и много осталось в разрастающемся на глазах мегаполисе. Один из них Борис Соломонович Абрамович. Его имя за пределами Алма-Аты - в Москве, Ленинграде, Киеве и Ереване - считалось своего рода визитной карточкой нашего города. Но больше всего преданных друзей и хороших знакомых среди коренных алматинцев, с которыми роднит любовь и боль за родной город - Безусловно, сейчас город преобразился до неузнаваемости. Громадины домов, чудесные архитектурные ансамбли. Конечно, все это здорово. Но мне, как старожилу города, жаль, что прелесть старой Алма-Аты утрачена навсегда.
|
Дом на Комсомольской (между улицами Панфилова и Фурманова), где жила многочисленная семья служащего Турксиба Соломона Абрамовича, давно уже снесен. Разрослись деревья, посаженные им перед самой войной. Семья поселилась здесь в 1932-м, через три года после переезда из Томска, прежде сменив несколько адресов. Жили на Сазановской в Малой Станице, ниже улицы Ташкентской, в самом начале Капальского тракта. В трех коммунальных домах на Комсомольской улице, объединенных общим двором, поселили 17 семей - представителей всех национальностей, живших в Казахстане. Русские, казахи, евреи, украинцы, уйгуры жили единой семьей, сообща разделяя радости и печали. Скромное содержимое казанов ни от кого никогда не таилось (соседи отличались гостеприимством и хлебосольством), семейные разборки выносились на общий суд. В довоенной Алма-Ате в среде творческой интеллигенции выделялась актерская семья Рутковского - Кручининой. Двери их гостеприимного дома были открыты не только для коллег, актеров Лермонтовского театра, но и для друзей дочери, Ляли Рутковской. Общение здесь носило культурно-образовательный характер: устраивались капустники, тематические вечера. Самое памятное из тех лет - костюмированный пушкинский вечер в 100-летнюю годовщину гибели поэта, в 1937 году. В этой удивительной атмосфере доброжелательности и душевной теплоты формировалось поколение молодых алматинцев, защитивших в годы войны нашу Родину. - Для тех, кто остался в живых после войны, Галина Юрьевна Рутковская остается очень важным связующим звеном. Недавно мы подсчитали, что дружим с Ляпкой (это ее ласковое прозвище) без малого 70 лет. Однажды к нам в 28-ю школу пришел Михаил Борисович Азовский. Тогда еще малоизвестный актер русского театра драмы, для многих из нас он стал кумиром. Необычайно мягкий, деликатный человек, замечательный педагог и воспитатель. Он внес заразу в наши души в отношении сцены, приобщив нас к театру. Мы играли арбузовскую “Таню” и “20 лет спустя” Михаила Светлова. Вскоре молва о нашем театре распространилась по всему городу. 22 июня 1941 года должна была состояться премьера нового спектакля. Но все - мечты, планы на будущее - перевернула война. К занятиям в 10-м классе у Бори Абрамовича прибавился военный всеобуч и киносъемки в фильмах эвакуированного в Алма-Ату ЦОКСа (Центральной объединенной киностудии на базе “Мосфильма” и “Ленфильма”). - Я снимался в фильмах “Антоша Рыбкин” и “Парень из нашего города”. В эпизоде, где Лидия Николаевна Смирнова поет романс в сопровождении цыганского квартета, недавно узнал себя в молодом скрипаче. Дом на пересечении улиц Кирова и Пролетарская, знаменитый “лауреатник”, как мы его назвали, заселили московские и ленинградские знаменитости. Когда мы, допризывники, строем шли из парка Горького, нас на балконе в синем махровом халате приветствовал Михаил Иванович Жаров. Очень знаменитым и популярным в те годы был Николай Крючков. Ему позволялось и прощалось все. Рано утром город пробуждался под рев его мотоцикла, на котором однажды Николай Афанасьевич въехал в съемочный павильон... С марта 1943 года Борис Соломонович участвовал в боях на западном фронте, а в мае 45-го война для него не закончилась, его отправили на Дальний Восток. - Я вернулся домой в 1946 году. В Алма-Ате только что открылся театр Натальи Ильиничны Сац. В самый разгар войны, благодаря своей фантастической энергии и пробивной силе, она добилась, чтобы ей передали полуразрушенное помещение кинотеатра “Алатау”. Сначала здесь был съемочный павильон, к моменту строительства нового здания, во время которого на вес золота учитывался каждый гвоздь, остались только стены. Была разрушена даже кровля. На месте старого ТЮЗа на Калинина уже многие годы заброшенный пустырь. У алма-атинских старожилов это вызывает недоумение и горькую досаду. “Мне кажется, это был умышленный поджог. Но кому мешало здание, представлявшее историческую и архитектурную ценность? Куда исчезла знаменитая скульптура Джамбула работы Исаака Иткинда, которая украшала фойе театра?” Гениального и одновременно чудаковатого скульптора, оформлявшего в конце 50-х дом культуры совхоза “Луч Востока”, Борис Соломонович видел лишь однажды. Маленький, сухонький старичок, говоривший на редком наречии из смешения нескольких языков. - Вы были знакомы с Львом Игнатьевичем Варшавским? - Варшавский, как и Наталья Ильинична Сац, приехал в наш город не по доброй воле. В Ленинграде он был одним из помощников Сергея Мироновича Кирова. После его убийства в 1934 году Лев Игнатьевич оказался в числе подозреваемых в заговоре, но обвинение предъявлено не было, его сослали в Алма-Ату. Поначалу здесь его жизнь не была устроенной, он много скитался. В 1941 году, когда приехал ЦОКС, о нем побеспокоился Сергей Михайлович Эйзенштейн. В старом здании гостиницы “Алма-Ата”, так называемый Дом Советов (оно находилось на месте нынешнего здания “Казахтелекома”, неподалеку от оперного театра), Варшавскому выделили угол в нише для складирования веников, тряпок, швабр, метел. Человек энциклопедически образованный, с высоким интеллектом, он владел несколькими иностранными языками, в том числе английским, французским. Лев Игнатьевич был правой рукой Шакена Айманова, участвовал в организации Союза кинематографистов Казахстана. - Борис Соломонович, с 1963 по 1979 год вы возглавляли казахское отделение Всесоюзного бюро пропаганды советского киноискусства. С кем из приезжавших в Казахстан знаменитостей вы связываете самые теплые воспоминания? - Долгие годы мы дружили с Леней Быковым, Женей Матвеевым. Если я бываю в Москве, первым делом звоню Лановому, иначе будет лютая обида. Нина Афанасьевна Сазонова сыграла в моей жизни великую благородную роль. Во время работы в бюро пропаганды, в конце 70-х, я неожиданно попал в немилость местного руководства Союза кинематографистов. До сих пор храню копию ее письма в ЦК Компартии Казахстана. - Что вы считаете уникальным в нашем городе? - Люди. Алматинцы - это не нация или народность в этническом определении. Это особая порода землячества. А наш город? Знаменитые квадратные кварталы. Вы нигде не встретите ничего похожего.
|