Вы можете поставить свою оценку в конце страницы
Как добыть миллион не без помощи “железа” Светлана Грибанова, Талгат Калиев За несколько месяцев из системы казначейства Министерства финансов Казахстана похищено 257 миллионов тенге, или чуть более полутора миллионов долларов бюджетных средств
Миллион по подложным документам получила в августе мошенница, личность которой не установлена и доныне. Трансакция была проведена по-женски изящно, ну прямо как в кино. Казначейством по фиктивным платежным поручениям с формулировкой “за оказанные комитету по водным ресурсам Минсельхоза услуги” были переведены в Цеснабанк на счета некоей фирмы 180 миллионов тенге. В тот же день эти деньги, но уже в баксах, получила неизвестная девушка и исчезла в неизвестном направлении. Буквально на прошлой неделе министр финансов Ерболат Досаев сообщил о новом случае хищения в Алматинской области: на этот раз другая аферистка (шерше ля фам!) облегчила государственный бюджет на 77 миллионов тенге. Мошенница, оказавшись за главным компьютером, дождалась вполне законного платежа со счетов Минсельхоза (уж не двоится ли в глазах?) и, подменив платежные поручения, переправила средства на счета другой фирмы. Так что благодаря всеобщей компьютеризации страны к 400 относительно честным способам отъема денег Остапа Бендера мы получили еще два. Конечно, первенство в виртуальных махинациях принадлежит не Казахстану, зато мы обладаем ноу-хау, позволяющим эти процессы упростить. Как признался министр финансов, хищения стали возможными из-за несовершенства в компьютерной системе казначейства. В этой структуре существуют две несовместимые информационные базы - старая и поновее. И г-н Досаев вовсе не уверен, что в других областях не найдутся умелые взломщики компьютерных систем, использующие сбои в информационных системах. Капитализм по-казахстански - это власть чиновников плюс компьютеризация всей страны. Еще в 1999 году “НП” предупреждало, что некачественная компьютеризация столь ответственного ведомства, как Минфин, может обернуться как моральными, так и материальными потерями. Началось все еще в 1999 году, когда бывшее Министерство госдоходов решило ввести мониторинг ста крупнейших казахстанских компаний. Тогда представители крупного бизнеса высказывали опасения по поводу методов, которыми предполагалось осуществлять ежедневный финансовый контроль. Во-первых, идея требовала полной компьютеризации и перехода на безналичные расчеты, а значит, и огромных финансовых затрат. Во-вторых, нужны были хорошо обученные кадры, умеющие работать на компьютерах. В-третьих, у компаний не было уверенности, что люди, которым станут известны все движения капиталов, не воспользуются этими знаниями в свою пользу. Но техническая революция в недрах финансового ведомства все же произошла. Причем имела все оттенки отечественного подхода к делу, о чем “НП” писало неоднократно. В тендерах на закупку “железа” и программного обеспечения, как ни странно, побеждали не те компании, которые предлагали самую низкую цену (в Законе “О госзакупках” этот фактор выдвигается как главный), а совсем наоборот. Например, уже упоминавшееся Мингосдоходов из трех компаний, участвовавших в тендере на создание пилотного проекта информационной системы “Электронные формы налоговой отчетности”, выбрало не “Crystal Lane”, запросившую самую меньшую цену, а две другие фирмы, которые за свои услуги захотели в два с половиной раза больше. Можно предположить, что и в Минфине компьютеризация проводилась по уже отработанной схеме: поставщики отбирались по знакомству. Кстати, ни один уважающий себя банк не позволит себе таким образом бросаться деньгами вкладчиков. А с государственными средствами можно не церемониться. Впрочем, правы мы или нет, можно будет узнать в скором будущем. После обсуждения на заседании правительства еще одного случая хищения госсредств премьер-министр Даниал Ахметов поручил комитету по информатизации и связи и другим органам госуправления провести ревизию информационных систем Минфина, в том числе и казначейства.
|