Вы можете поставить свою оценку в конце страницы
Странствующий отшельник Джайли Танико Дервиш. Задумчивый шаман, поющий о любви. Он бродит в замкнутом пространстве тотемного столба, безмолвно рассказывая о прошлом. Он, как живой носитель культуры, пытается задержать ход времени, ненадолго перехватить ваш взгляд, чтобы заставить задуматься о самом главном... На днях с международного биеннале, который проходил в Ташкенте, вернулся известный казахстанский художник Ахмет Ахат, который удостоился специального приза от взыскательного международного жюри за видеоарт и инсталляцию “Тотем”. Его видеоарт так понравился представителю Швейцарии, что его работы приняли для участия в фестивале короткометражных фильмов в этой стране. “Создавая каждый новый лист на офортовом станке, я с радостным удивлением открывал для себя много интересного и неожиданного в технике монотипия, - говорит художник. - Необычные линейные и колористические эффекты демонстрируют всю прелесть графического языка, возможности которого бесконечны”.
| Ахмет Ахат в образе дервиша на фоне видеоарта “Тотем” |
Он говорит своими живописными работами. То жадно шепчет о любви (монотипия “Любовь”), то поющими напевами вспоминает прошлое, которое выскальзывает из-под сознания (“Наскальные рисунки прошлого”). Когда-то у него был период кирпичного цвета, в котором угадывались старые глинобитные города Востока, сейчас - новый период в творчестве. Время надежды. Период тяжелых “весомых” цветов прошел, уступив место нежным пастельным тонам. Но в любом случае независимо от временных настроений и смены техник все время в его работах - неспешный монолог, философские мысли, в которых чувствуется национальная духовная традиция.
| Ахмет Ахат - Ахмет Ахат единственный художник в Казахстане, который работает в технике “монотипия”. Родился в Кульдже, закончил художественно-графический факультет педагогического института в Алматы. Работы хранятся в государственных музеях, дирекции художественных выставок Казахстана, Государственном музее искусств народов Востока в Москве и частных коллекциях Германии, США, Франции, Италии, Турции. |
Ахмет Ахат утверждает, что древние художники обладали даром абстрактного мышления, неуловима и сильна была их связь с природой, землей, что воплощалось в художественной стилизации человека и животных. “Я часто вспоминаю своего отца, простого торговца, - пишет Ахмет Ахат. - От Турфана до Кашгара двигались караваны, груженные знаменитым хотанским шелком. По дороге встречались удивительно живописные места, буддийские монастыри”... Через много лет ему самому удалось побывать в этих красивейших местах, совершая путешествие по дорогам отца. Древний Яргол, монастырь “Безаклык”, ранние буддийские рукописи Дунь Хуана. В Турфане он увидел настенную живопись, скульптуру и архитектуру, которые настолько взволновали его душу, что заряд культурной и исторической энергии вдохновил его на одну из самых необычных работ в его творчестве - инсталляцию “Тотем”. - В Ташкенте вы участвовали в первый раз? - Нет. Ровно девять лет назад на подобном биеналле я удостоился золотой медали. - Какие художественные направления были представлены на выставке? - Было многообразие стилей и направлений: и классика, и модерн. Но основной акцент - современное искусство. Абстракция, авангард, видеоарт и инсталляция. - Из каких стран приехали художники? - Организаторы биеналле: Академия художеств Узбекистана и акимат Ташкента. Два раза в год в Ташкенте проходит международное биеннале, на которое приглашаются художники из разных стран мира. На этот раз свои работы представляли мастера из Польши, Дании, Кореи, Тайваня, Бангладеш, Киргизии, Украины и Белоруссии. Казахстан представляли я и Саид Атабеков... - Работы каких художников вам понравились? - На мой взгляд, сильный видеоарт представили молдавские художники. Отличились египтяне. Своим особым ментальным видением мира. Интересный был видеоарт у Саида Атабекова. - Как родилась идея “Тотема”? - Этим летом, когда я был в Турфане, меня поразила атмосфера старого города. Казалось, время неподвластно этому государству. Люди там живут размеренной неспешной жизнью, кажется, чувствуешь пыль веков.
| Мечеть Туюк-мазар |
В Турфане я сделал более ста фотографий. Меня поразило святое место, могила “Туюк мазар”, где многие посетители завязывали на ветках дерева кусочки материи. Каждый со своим заветным желанием. Я взял этот старинный обряд за основу. Думаю, посетители выставки по достоинству оценили мою работу. Зрители были как бы моими соавторами... - Это был действующий перфоманс? - Да. Я хотел передать, что человек носитель культуры. Человек - носитель идеи и носитель символов. В видеоарте та же идея. Инсталляция в действии. Каждый человек входит в образ. Каждый человек участник перфоманса... Я был в одежде дервиша: старый чапан, на голове сюзане и кисточки. На теле - каркас тотемного столба. Я так ходил по выставке, таким образом устанавливая своеобразный диалог между собой и посетителями. - Тотемный столб был как древо желаний... - Да. После исполнения такого ритуального перфоманса зрители с удовольствием подхватили идею, завязывая в узелки свои сокровенные желания...
|