Вы можете поставить свою оценку в конце страницы
ШОС: смена курса интеграции Арнур Раимов, аспирант КазНУ имени Аль-Фараби Прошедшее заседание стран-участниц ШОС на уровне премьер-министров в Пекине особо сенсационных результатов не принесло. Тем не менее зарубежные эксперты скрупулезно оценивают решения форума. Прежде всего в части, касающейся смены ориентиров интеграции участниками с политической основополагающей на экономические составляющие Dалее Ядерный щит Северной Кореи Ботагоз Сейдахметова Пхеньян официально признался в возобновлении своей ядерной программы, подчеркнув при этом, что она направлена только на мирные цели и будет служить своего рода щитом от внешних врагов. По официальному заявлению заместителя министра иностранных дел КНДР Чхве Су Хона, у Северной Кореи нет другого выхода, поскольку “Соединенные Штаты угрожают нам своим ядерным оружием” Переговоры Между тем другую оценку возобновления ядерной программы Северной Кореей дают атомщики и называют не иначе как “ядерный шантаж”. “Я не думаю, что им можно верить, но нам следует с ними работать и добиваться того, чтобы они вновь присоединились к договору о нераспространении ядерного оружия”, - считает глава МАГАТЭ Мохаммед эль-Барадеи. Напомню, что Северная Корея, подобно Ираку, включена американским президентом в так называемую “ось зла”. Ирак был “наказан” под предлогом наличия в этой стране оружия массового поражения. Так что логично было бы предположить, что следующими в ядерной цепи могут стать оставшиеся страны из “оси зла”. Между тем в отношениях с Северной Кореей американцы пытаются найти дипломатические рычаги решения конфликта. Вместе с тем Вашингтон настораживает тот факт, что Пхеньян с легкостью нарушил договор (Agreed Framework) о прекращении работы над ядерной программой, заключенный в 1994 году. Недавно был вновь запущен атомный реактор в Ёнбёне. В этом году американцам удалось привлечь к северокорейскому вопросу их ближайших соседей и давних партнеров: Россию, Китай, Японию и Южную Корею. Шестисторонние переговоры по разрешению ситуации вокруг ядерной программы Северной Кореи, которые прошли в августе этого года в Пекине, несмотря на бодрые заявления дипломатов, фактически потерпели провал. Позицию Японии, Китая, Южной Кореи и России определяет такой тривиальный критерий, как нежелание иметь рядом с собой потенциально опасного во многих отношениях соседа. Соседа, во-первых, обладающего ядерной программой, мирная цель которой еще стоит под вопросом. Вторая причина, особенно пугающая южных корейцев и китайцев, - это возможный наплыв бедных и голодных беженцев из Северной Кореи в случае падения “красного” режима. Несомненно, главный “переговорщик” этой шестерки - это Соединенные Штаты Америки. Именно им Пхеньян ставит условия, выполнение которых позволит свернуть ядерную программу и вновь присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия, из которого КНДР вышла в январе 2003 года. Условия северокорейцев просты на первый взгляд - это возобновление поставок нефти со стороны США, увеличение экономической помощи и, главное, подписание официального документа о ненападении. Со своей стороны США требуют полного уничтожения атомных реакторов Северной Кореей и международный контроль над процессом уничтожения ядерной программы. Однако инспекторы ООН в прошлом году так и не сумели обнаружить свидетельств наличия программы по обогащению урана. Япония, как и США, предпочитает занимать жесткую позицию по отношению к Северной Корее. Позиция остальных членов “переговорной” группы напрямую связана с их старыми и настоящими отношениями с Северной Кореей как с давними партнерами. Например, и у России, и у Китая есть собственные деловые интересы в Северной Корее, которые они не собираются просто так терять. Влияние России на урегулирование ситуации на Корейском полуострове может быть ограничено по причине незначительного уровня финансовой помощи. Китаю удобнее сохранять позицию нейтралитета в этом вопросе, притом что Пекин имеет серьезное влияние на Пхеньян. Именно отсюда в Северную Корею поступают крупные партии гуманитарной помощи, электроэнергия. Северная Корея хоть и является ближайшим китайским союзником и противится экономическому и военному давлению на Пхеньян, но ядерное соседство вызывает опасение. Да и портить отношения с США Китаю абсолютно не выгодно. Труднее всего приходится Южной Корее. В экстренном случае Северная Корея может осуществить свои угрозы первым делом на южном соседе. До сих пор все дипломатические попытки южан усмирить ядерные амбиции северного соседа не увенчались каким-либо успехом. В конце концов в мае этого года южане вместе со своим стратегическим партнером в лице Соединенных Штатов Америки официально объявили об ужесточении политики в отношении Северной Кореи. Не шантаж? Насколько все же реально создание атомной бомбы правительством Северной Кореи? Или это только угрозы и “ядерный шантаж”? По мнению Дастана Елеукенова, директора представительства Монтерейского института международных исследований в области нераспространения ядерного оружия, такая ситуация “вполне реальна”. По его словам, ученые КНДР не новички в атомной области. Начиная с конца 60-х годов прошлого века они проводят ядерно-физические исследования, а уже в начале 70-х годов, по имеющимся оценкам, было принято решение о производстве ядерного оружия. “Возможно, КНДР уже обладает несколькими десятками килограммов плутония, этого достаточно, чтобы изготовить несколько единиц атомных бомб”. “Косвенным свидетельством стремления КНДР заполучить ядерное оружие является ее поведение. Краеугольным камнем ядерного нераспространения является Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). В 1985 году она вступила в него, но соглашение о гарантиях с МАГАТЭ, предусматривающее инспекции, заключила только в 1992 году, хотя по упомянутому Договору это требовалось сделать через полтора года”, - говорит Дастан Елеукенов. В 2002 году Северная Корея вышла из ДНЯО и, по мнению специалистов, уже не является участником этого Договора. Предположим, что Северная Корея вернется в Договор о нераспространении ядерного оружия. Означает ли это, что ядерная программа страны будет под реальным контролем? “Вопрос об эффективности проверок выполнения положений ДНЯО с особой остротой возник, когда оказалось, что Ирак сумел развернуть “под носом” у инспекторов МАГАТЭ масштабную программу создания ядерного оружия. Потому-то и был разработан так называемый Дополнительный протокол, позволяющий повысить эффективность инспекций. Именно этот протокол сейчас призывают подписать Иран. Что же касается КНДР, то ее еще предстоит вернуть в ДНЯО, поскольку для проведения инспекций в этом государстве в настоящее время нет международно-правовых оснований. Если КНДР вернется в ДНЯО, то такие основания, очевидно, появятся. В этом случае имеющихся средств должно хватить для обнаружения возможного переключения северокорейских ядерных установок на военные цели”, - считает Дастан Елеукенов. P.S.: Во вторник правительство Северной Кореи заявило, что не хочет, чтобы Япония принимала участие в каких-либо будущих переговорах по ядерной программе Пхеньяна, сославшись на то, что Япония подняла непредусмотренные программой темы и поэтому больше не является партнером, вызывающим доверие. “Неудобной темой” был вопрос о гражданах Японии, захваченных спецслужбами Северной Кореи еще в 70-е и 80-е годы. По мнению специалистов, такая ситуация может затормозить ход переговоров, впрочем, и без того не самых удачных.
|