Вы можете поставить свою оценку в конце страницы
ШОС: смена курса интеграции Арнур Раимов, аспирант КазНУ имени Аль-Фараби Прошедшее заседание стран-участниц ШОС на уровне премьер-министров в Пекине особо сенсационных результатов не принесло. Тем не менее зарубежные эксперты скрупулезно оценивают решения форума. Прежде всего в части, касающейся смены ориентиров интеграции участниками с политической основополагающей на экономические составляющие Действительно, первоначально в основе интеграции “шанхайской пятерки”, а ныне “шестерки” закладывался геополитический подтекст. В настоящее время мы становимся свидетелями активного лоббирования Пекином экономических проектов. Можно ли здесь утверждать о растущей китайской экспансии? Отчего бы и нет... К примеру, есть над чем задуматься Москве: при реализации проекта нефтепровода Ангарск - Дацин прибыли российского оператора - опальной компании ЮКОС - непременно продолжат тенденцию роста своих активов. С другой стороны, Пекин, как бы ему не нравилась неопределенность российской стороны, все же должен признать - инициатива в переговорах принадлежит противоположной стороне. Так, главной картой Москвы является альтернативный вариант нефтепровода Ангарск - Находка, который гораздо дороже, но имеет преимущество в широком рынке сбыта. Это прежде всего энергозависимая Япония и другие развивающиеся страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Конечно, однозначно нельзя говорить о складывающейся для России дилемме, тем не менее место для маневра остается. В свою очередь, другим государствам ШОС было что обсудить. В частности, принятие решения о передислокации центра Региональной антитеррористической структуры (РАТС) из Бишкека в Ташкент расценивается как ключевой фактор перехода от формализма заключенных договоров к реальным действиям. Без сомнения, на фоне происходящих процессов - военная операция США в Афганистане и одновременная дислокация российских и американских баз в Кыргызстане - можно говорить о понижении степени террористической угрозы в регионе. Но нет, для китайской стороны до сих пор остается один нерешенный вопрос - уйгурская проблема. Во многом последний фактор обуславливает готовность Пекина предоставить экономические преференции развивающимся государствам, в первую очередь Кыргызстану, в обмен на ужесточение мер по противодействию уйгурским организациям. Так, убийство китайских бизнесменов в Бишкеке, по мнению свидетелей, носившее сугубо корыстный характер, вдруг приобрело политический, даже международный характер. Кроме того, в убийстве китайского консула в столице Кыргызстана с подачи кыргызских спецслужб виден уйгурский след. В этой связи политологами прогнозируется новый этап преследования сепаратистов, который китайский дракон с восточной мудростью проведет руками своих среднеазиатских партнеров по ШОС. Особое внимание следует уделить планам КНР форсировать экономическую интеграцию стран-участниц ШОС. При этом китайская сторона намерена уделить особое внимание сотрудничеству в энергетической области. С точки зрения аналитиков, для интенсивно развивающейся экономики западных регионов Китая энергосистемы РК и КР представляются наиболее привлекательными. Наряду с этим в неофициальных беседах отдельные китайские эксперты выражают мнение о планах Пекина в ближайшее время принять меры по упрощению визового режима для граждан из стран-участниц организации ШОС. В частности, зарубежные аналитики склонны проводить аналогию устремлений китайской стороны с процессом интеграции стран Европейского союза. Вместе с тем не исключен вариант развития ситуации по лоббированию Китаем международных соглашений о свободном перемещении товаров, рабочей силы в работе ШОС, долгосрочных дивидендах для китайских производителей товаров. Здесь уместен вопрос о перспективах казахстанских производителей, не успевших встать на ноги, но готовых упасть на колени как на пороге вступления Казахстана в ВТО, так и в бурно развивающемся процессе интеграции в рамках ШОС.
|