12 сентября 2003
№ 36 (276)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо  Поиск по сайту

    События 

Лишние деньги

Талгат Калиев

Казахстан недоедает. Но не в прямом, а в “задорновском” смысле. За 8 месяцев этого года расходная часть бюджета исполнена лишь на 89,8 процента. Если переводить на тенге, это 57 миллиардов, которые недоосвоены различными министерствами и ведомствами. Деньги, которые, очевидно, для страны оказались лишними

Как такое могло случиться? Что это за экономический феномен, когда каждому в отдельности денег не хватает, а в целом наблюдается их гигантский избыток? Когда школы, больницы задыхаются от недостатка средств, бюджетники не получают вовремя зарплату, а безработица растет, и в то же время чиновники мучаются вопросом, как потратить миллиард?

Показательно, что ни один из множества администраторов бюджетных программ не может на сегодня похвастать стопроцентным исполнением плана. Однако “лидеры” есть и среди них.
Минобороны на сегодняшний день имеет лишь семидесятипроцентное исполнение плана расходов. Главными причинами сложившейся ситуации военные ежемесячно называют несостоявшиеся конкурсные процедуры, позднее проведение тендеров, непредоставление поставщиками актов выполненных работ и изменения в планах капстроительства и текущего ремонта.
При этом за восемь месяцев данное ведомство сделало 23 корректировки планов финансирования. По мнению министра финансов Ерболата Досаева, данный факт в первую очередь свидетельствует о низком качестве планирования военных финансистов.
Вторым в непопулярном списке оказалось Министерство индустрии и торговли, не сумевшее своевременно использовать почти 10 миллиардов тенге. Из них более семи миллиардов возникло в связи с поздним предоставлением реквизитов АО “Государственная страховая корпорация по страхованию экспортных кредитов и инвестиций”, а почти полтора миллиарда скопилось у министерства по причине позднего перечисления целевых инвесттрансфертов столичному бюджету.
Министерство транспорта и коммуникаций, исполнившее восьмимесячный план расходов на 64,2 процента, допустило в своей работе недоосвоение более двух миллиардов тенге.
Главным образом недоосвоение коснулось программ по строительству и реконструкции дорог республиканского значения, реконструкции западноказахстанских дорог, строительству линии Хромтау - Алтынсарино и автодороги Алматы - Астана.
Более одного миллиарда недоосвоенных средств накопилось по причине невыполнения исполнителями работ своих обязательств, почти полмиллиарда тенге не удалось освоить в результате затянувшегося процесса передачи бюджетных программ под ответственность нового Агентства по информатизации и связи.
Более двух миллиардов не успело потратить в установленные сроки и управление делами президента страны. Здесь причину недоосвоения склонны видеть в позднем проведении тендеров и отсутствии актов выполненных работ.
Не последнее место в этом списке занимает МВД. Одной из причин является, как ни странно, экономия полицейских на заработной плате сотрудников. При низкой зарплате в органах внутренних дел наблюдается острая нехватка личного состава.
В непопулярный список попал и сам Минфин, у которого вне исполненного восьмимесячного плана осталось более семи миллиардов тенге. Более миллиарда из них представляют собой неиспользованный резерв правительства, чуть меньше сэкономлено при выполнении программы по обслуживанию правительственного долга, более полутора миллиардов “жира” возникли по причине экономии на выполнении обязательств по госгарантиям, а 1,161 миллиарда осталось от программы, связанной с созданием информационных систем для органов министерства.
Многие депутаты говорят о том, что лучше было эти деньги направить на социальные нужды. Но у самого Министерства труда и соцзащиты имеется неисполнение расходного плана на сумму почти в пять миллиардов тенге. Недоосвоенными остаются средства, направленные на пенсии, госсоцпособия, пособия на рождение ребенка, компенсации по реабилитации и пособия на погребение.

Депутат мажилиса Нурбах Рустем уверен, что уровень освоения бюджетных средств следует рассматривать как один из критериев качественной и успешной работы руководителя ведомства и, исходя из этого, делать выводы о профпригодности каждого члена правительства. А в общем же, по мнению депутата Рустема, недоосвоение бюджетных средств свидетельствует о бессистемности работы правительства. Исправить ситуацию, по мнению депутата, можно посредством введения в проект Бюджетного кодекса отсутствующей в нем нормы об ответственности должностных лиц за неисполнение планов по расходам.

Вместе с тем, по прогнозам финансистов, неосвоенными к концу года в этом ведомстве останутся более шести миллиардов тенге, в том числе более трех миллиардов - по пенсионной программе. И как в этом случае понимать проведенную индексацию и повышение пенсий?
Как видим, у каждого министерства свои объяснения случившемуся, и вроде весьма уважительные. Однако, если вспомнить, что подобная ситуация складывается уже не первый год, причины, наверное, надо искать в другом.
И в первую голову, совершенно ясно, что никакой это не экономический феномен, скорее, если можно так выразиться, административный. А именно - недоосвоение государственными структурами бюджетных средств связано с низкой организацией работы в них, слабой исполнительской и финансовой дисциплиной, бессилием аналитических и прогнозных служб.
Но главное - и об этом открыто говорится даже в парламенте - многие наши “администраторы” до сих пор не отошли от союзных стереотипов и рассматривают бюджетный процесс как некое состязание, в котором наиболее влиятельные и сильные персоны способны собирать в ведомственный бюджет максимально возможные суммы. Независимо от их необходимости. А потом не знают, что с ними делать.
Правда, как заверил министр экономики и бюджетного планирования Кайрат Келимбетов, теперь каждая бюджетная заявка будет изучаться более детально, а финансирование будет даваться лишь под подготовленные, а не сырые проекты.
Давно пора, ведь только такой подход поможет перейти от банального перетягивания одеяла к здоровому бюджетному процессу. И уж, во всяком случае, в дальнейшем уровень освоения бюджетных средств следует рассматривать как один из критериев качественной и успешной работы руководителя ведомства и, исходя из этого, делать выводы о профессионализме каждого члена правительства.
Так рассуждают оптимисты. А пессимисты предлагают, что целесообразнее будет снизить размер расходной части бюджета, а заведомо лишние деньги сразу перечислять в Нацфонд. Для будущих поколений, свободных от старых административных привычек.

Астана
Вернуться назадОбсудить в форуме

     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп