Без руля и ветрил малому бизнесу далеко не уйти Светлана Грибанова Думал ли кто-нибудь, что спустя годы после советской эпохи новый класс капиталистов будет тосковать о прежней советской системе управления? Невероятно, но факт: сразу несколько предпринимателей, с которыми мне пришлось беседовать в последнее время, главной проблемой малого и среднего бизнеса назвали не высокие налоговые и кредитные ставки, а отсутствие отраслевых комитетов Некоторое время назад мы открыли дискуссию на тему: нужны ли в настоящий момент государственное регулирование, управление и поддержка отечественному производству и в каких формах они должны осуществляться (“НП” №33 от 22.08.2003 г.). По мнению самих предпринимателей, стимулировать развитие родного производства можно по-разному, начиная от принятия приемлемых налоговых ставок и таможенных пошлин до решения проблемы госзаказа. Но главное, как говорилось выше, нужно восстановить управление. Советская система, при которой существовала тесная связь между отраслевым министерством и всеми профильными предприятиями, разрушена. По словам Михаила Глухова, генерального директора алматинской мебельной фабрики “Меркур”, члена совета Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности РК, президент Нурсултан Назарбаев на последнем Форуме предпринимателей высказал пожелание, чтобы правительство владело информацией о каждом предприятии. Но кто будет заниматься сбором таких сведений? Сейчас эту работу выполняют отраслевые ассоциации, и на сегодня они значат гораздо больше, чем министерства, потому что обладают полной информацией о всех своих предприятиях. Именно сюда приходят предприниматели со своими проблемами, ассоциации анализируют состояние отрасли в целом, разрабатывают новые проекты, то есть выполняют все функции министерства, за исключением того, что не имеют выхода на правительство. “Наша ассоциация разработала программу развития лесопромышленного комплекса. Мы месяцами добиваемся, чтобы нас приняли в министерстве и выслушали, - говорит Михаил Глухов, - но результат чаще всего нулевой, потому что рассказывать о своих проблемах приходится десятому человеку в департаменте, который отвечает сразу за все отрасли перерабатывающей промышленности. Трудно работать со специалистом, который не может профессионально вникнуть в твои проблемы. Да и нельзя требовать, чтобы он детально разбирался во всех отраслях”. Поэтому, по мнению предпринимателя, а с ним, кстати, солидарен и президент республиканской отраслевой ассоциации вторичной металлургии Владимир Лик, нужно в Министерстве индустрии и торговли создать комитеты, или департаменты, по каждой отрасли. То есть должны быть госструктуры, где работали бы профессионалы, разбирающиеся в тонкостях той или иной отрасли. В тесном взаимодействии с ассоциациями они могли бы давать рекомендации правительству по дальнейшему развитию отрасли. Иначе малоинформированные чиновники, не изучив проблему со всех сторон, будут еще долго принимать непродуманные решения.
|
По мнению Михаила Глухова, оторванным от реальной жизни стал, например, Лесной кодекс. Из лучших побуждений, желая спасти уникальный ленточный бор вдоль Иртыша, разработчики закона запретили рубку любого леса по всей территории Казахстана и экспорт даже готовой продукции из древесины. “Это приведет к тому, - продолжает Михаил Николаевич, - что мы не сможем по-хозяйски использовать лес, и он будет гнить на корню, а государство не будет получать доходы, в том числе на лесовосстановление. Однако вряд ли закон поставит заслон контрабанде леса и несанкционированным вырубкам”. В советское время в Казахстане заготавливалось более 2 миллионов кубометров леса, до принятия Лесного кодекса от силы - 100-120 тысяч кубометров, при этом расчетная лесосека использовалась всего лишь на 13 процентов. Конечно, хорошо, что власти озаботились сохранением наших природных богатств, но вряд ли этого добьешься с помощью банальных “запретить” и “не пущать”. Зато сейчас остановились все предприятия по заготовке леса, опустели поселки лесорубов, люди потеряли работу. На недавно принятую программу индустриально-инновационного развития до 2015 выделены большие средства. Созданы Инвестиционный фонд, Банк развития, центр маркетинговых исследований. Можно прогнозировать, что через некоторое время начнутся проблемы с освоением средств. В какие проекты лучше всего вложить деньги, например, в мебельной промышленности? Михаил Глухов считает, что больше всего мебельщикам сегодня нужно собственное производство плитных материалов. Восстановление плитной промышленности обойдется в 100-150 миллионов долларов и окупится через 6-8 лет. Это повысит конкурентоспособность нашей продукции. Но знают ли об этом в правительстве? Если все это пустить на самотек, то в стране появится, допустим, 50 небольших предприятий по производству мебели, и ни одного завода, выпускающего ДСП. Здесь свои рекомендации, исходя из целесообразности, мог бы дать отраслевой комитет. Поддержать отечественного производителя можно и через систему госзакупок. Сейчас набирает обороты скандал с неосвоенными 60 миллиардами тенге бюджетных средств. Действительно, загруженность многих предприятий в начале года едва-едва достигает 50 процентов из-за проблем с тендерами. Предприниматели предлагают свою схему распределения госзаказа: создать реестр производителей по каждой отрасли с указанием рейтинга предприятия. Хотя бы 20-30 процентов госзаказа отдать лучшим в этом списке без проведения тендеров. “Таким образом, - говорит Михаил Глухов, - мы избавимся от нарушений при проведении тендеров, загрузим предприятия с начала года, не будет проблем и с освоением бюджетных средств, улучшится качество продукции”. Действительно, поддерживать отечественного производителя можно различными способами и не обязательно дорогостоящими. Возможно, у наших читателей есть свое мнение по этой актуальной теме. Надеемся в ближайшее время опубликовать на страницах “НП” и точку зрения министров экономики и бюджетного планирования, индустрии и торговли, а также председателя Агентства по регулированию естественных монополий и защите конкуренции. |