Кто сказал, что казахи - не моряки Ольга Медведева “Военное” освоение моря для Казахстана началось менее 10 лет назад. Отечественный флот и военно-морские силы приходилось создавать практически с нуля. Самое трудное - момент становления уже позади, считают отцы-командиры. Сегодня моряки-пограничники охраняют более 1800 километров морских границ Ирония злопыхателей по поводу казахстанских ВМФ отчасти имела под собой реальную почву: наш флот практически создавался из подарков крутых морских держав. Что называется, с миру по катеру - Казахстану флотилия. В августе 1996 года республика получила от США шесть патрульных катеров “в рамках программы сокращения ядерной угрозы и контроля за экспортом”. Самым мощным из них был командный “Си Арк Донтлес”, оборудованный двумя двигателями мощностью в 735 лошадиных сил, работающими на дизельном топливе”. В результате Казахстан за короткий срок сформировал морскую пограничную дивизию (создана в 1999 году), в которую наряду с американскими подарками вошли несколько бэушных немецких и турецких военных кораблей (большинство даров пребывает в довольно ветхом состоянии, учитывая их выслугу лет, есть даже корабль 1968 года выпуска! - Авт.), а также боевые корабли, построенные на заводе “Зенит” в Уральске. (Для сравнения: у России лишь две морские дивизии - на Дальнем Востоке и на Севере. - Авт.). На морских границах Казахстана сегодня несут боевую вахту более 20 кораблей и катеров. Кроме Актау, морские дивизионы еще базируются в городах Форт-Шевченко и в Атырау.
| Корабль готов к отплытию |
... Провожать экипаж в море выходят на причал все матросы и офицеры. Так положено. В тот день, когда мы приехали в часть, в поход уходили два корабля - “Алматы” и “Урал”. Второй мы не увидели; “Урал” ушел на российско-казахстанские рубежи в низовьях реки Кегач и реки Урал. На базу они вернутся не раньше чем через неделю - столько в среднем длится пограничная вахта моряков. Но бывают исключения. В 2001 году экипаж “Найзагай” (с казахского его название переводится как “молния”) почти месяц был в море - события 11 сентября в Америке заставили пограничников охранять не только водные рубежи, но и взять под свою защиту важнейшие государственные объекты на море, в том числе нефтяную платформу “Сункар”. Как насчет боевого опыта, спросите вы? Слава богу, пока казахстанская флотилия ведет масштабные морские баталии только с браконьерами и контрабандистами, занимающимися незаконным промыслом осетровых на Каспии. - В 2002 году за нарушение государственной границы было задержано 6 браконьерских промысловых судов, - рассказывает командир дивизии капитан I ранга Кенжеберген Абикеев. - В основном нарушители имели азербайджанскую прописку. Но расслабляться граница не позволяет. По мнению некоторых международных стратегов, ситуация в Прикаспийском регионе может осложниться: нефть - хороший провокатор для террористов. Может, поэтому еще одной задачей моряков-пограничников является - не допустить присутствия иностранных научных, изыскательских судов в континентальном шельфе РК. На наш вопрос, ходят ли на Каспии подводные лодки, командиры дивизионов только улыбнулись: “Кое-какая информация имеется, но она - военная тайна”.
| Уточнение боевой задачи |
С каждым годом нагрузка на пограничников возрастает: Каспий становится все более оживленным. Если еще пять лет назад в одном порту Баутино стояло на рейде не больше двух десятков судов, то сегодня их около ста! Привлекательность Каспия и бешеные темпы его освоения заставили всерьез подумать о создании школы гардемаринов. А пока нынешние военные моряки еще вчера были “сухопутными” призывниками родом из Караганды, Усть-Каменогорска, Актюбе. Прошлой осенью в морскую часть впервые пришел призыв из Шымкента. Обычно агитировать рекрутов идти служить на флот отправляют лучших матросов, которые сами как минимум год отпахали на боевых кораблях, что называется, понюхали море. Их рассказы - лучшая реклама ВМФ: “Кто сказал, что казахи - не мореходы? Еще задолго до революции мангышлакские казахи умели строить лодки, ходили до Ирана, Баку, Астрахани. Ведь Каспий - серьезная школа для мужчин”. И это сущая правда. Даже среди мореходов Советского Союза за Каспием закрепилась слава своенравного непредсказуемого моря. Как шутят моряки, из 365 дней в году 55 дней Каспий спокоен, остальное время штормит. Морской волк, капитан I ранга Абикеев, за плечами которого Сахалинская мореходка, Тихоокеанское морское училище, морская академия в Санкт-Петербурге, служба на Тихом океане, на Балтийском флоте, 25-летний морской стаж, о Каспии говорит так: “Здесь очень тяжело. Таких понятий, как длина, амплитуда волны, здесь нет. Нет понятия килевой или бортовой качки. Во время шторма весь Каспий “кипит”, потому что ветра тут сильные и волны короткие. Но слово коварный для Каспия не подходит, это море со своим норовом”.
| “Пишет вам матрос Аманжолов”... |
Матрос Руслан Аманжолов родом со станции Нуринск Карагандинской области, ездил к себе на родину как раз в качестве агитатора. - В военкомате парни спрашивали про морскую болезнь, нравится ли мне самому служить во флоте, а берут только тех, кто умеет плавать? Я честно отвечал, что служба на корабле тяжелее, чем на берегу, но интереснее. .А вообще в матросы берут далеко не всех желающих, предпочтение тем, кто знает механику, связь, - делится Руслан. - 70 процентов ребят у нас в части раньше никогда в жизни в глаза не видели моря. Кто уже отслужил, признаются, что потом сильно скучают по морю. Большинство хотят остаться в дивизионе в должности боцмана или старшины команды. Напоследок моряки просили через газету передать привет и приглашение мэру южной столицы Виктору Храпунову: его ждут в гости на борту катера “Алматы”. Такое имя новый корабль получил 16 апреля, табличку с названием вручал лично президент страны Нурсултан Назарбаев. Так что, господин Храпунов, Алматы может гордиться - не каждый город Казахстана имеет у самого синего моря свой собственный боевой корабль. А еще матросы и офицеры просили передать лично вам следующее: почему бы не ввести на флоте добрую традицию - служить на борту “Алматы” должны только призывники из Алматы.
Актау - Алматы
|