12 сентября 2003
№ 36 (276)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо  Поиск по сайту

    Культура 

Самая новая наука?

Лариса Нода

“Бесконечный и многогранный мир является человеку в неисчислимом множестве вещей и событий. Привычное переплетается с уникальным, разум граничит с инстинктами, и даже живое смыкается с неживым на уровне частиц. Непрерывно вращающийся мировой калейдоскоп притягивает внимание человека. Интересно все, на что устремляется взор или в чем проявляется чувство

Но независимо от времени, приобретенных знаний и уровня благополучия (а при неблагополучии - в еще большей мере!) с удивительным постоянством одно всегда привлекает человека - он сам. Сам человек”.
Так начинается книга “Гуманология”. Новые исследовательские работы, адресованные знаковым идеям и событиям человеческого бытия, создаются по разным причинам. Человек связан тысячами незримых нитей со своим прошлым и настоящим, пробуя заглянуть в свое будущее, всюду он ищет следы самого себя. Главный интерес человека во Вселенной направлен только на него самого. Не только как на личность, но скорее как на исключительное, необъятное, феноменальное вселенское явление. Удивительным образом большая часть размышлений о самом для нас значимом - о нас самих - непроизвольно прорывается в наш мир и вплетается во все сколько-нибудь серьезные человеческие мысли и дела.
Автор книги “Гуманология”, недавно появившейся на книжных полках, взял на себя нелегкую задачу систематизации подходов к постижению этой необъятной загадки - человека. Разделы и главы этой необычной книги последовательно намечают путь, методологию исследования Homo sapiens.
Автором вводится и рассматривается новая парадигма Человека изучаемого - Homo sortitus. Гуманология как наука изучает в первую очередь человека-явление.
“Именно человека-явление, человека как такового будем считать точкой приложения усилий и внимания со стороны возводимой нами гуманологии”, - говорится в одной из глав книги. Только человек как таковой в состоянии соответствовать интересам изучения Homo, так как его познание непосредственно ведет к раскрытию вопроса о сущности и дает нам ответ на один из главных метафизических вопросов бытия - “Что есть человек?”
Особый интерес в книге вызывает рассмотрение концепции самопознания в качестве основной методологической платформы гуманологии.
Впервые сформулированный девиз древнегреческим мыслителем и государственным деятелем VI в. до н.э. Хилоном из Эфор - “Nosce te ipsum” - “познай самого себя”, - нашел на страницах книги свое концептуальное воплощение.
Философия определяет самопознание как “познание Я, самости в его специфике, условиях и способах реакции, характерных для него, в предрасположении и способностях, ошибках и слабостях, силах и границах собственного Я”. Отдельно рассмотрена автором вытекающая из концепции самопознания категория объединенного субъекта-объекта, названного в гуманологии коллегиумом. Коллегиум - сущность, познаваемая собой, себя же познающая, находящаяся в неразрывном зацикленном процессе осознания истоков и функций своей чувственной сути. Размышления над функционированием категории коллегиума могут оказаться интересными и для философов, ориентированных в теории познания, и для психологов, исследующих проблемы структуры личности.
Не менее интересна в теоретической части книги впервые подробно разработанная классификация гуманологической проблематики. Главный и тематические классификаторы четко очерчивают круг вопросов, входящих в компетенцию новой дисциплины. Здесь и науковедение, и философские вопросы гуманологии, и раздел сущностных категорий в человекознании. Здесь проблема повышения жизненной устойчивости и вопрос классификации этапов эволюционирования Homo sortitus. Здесь же наиважнейшая проблема содержания сущности человека и эволюции этой сущности.
Следующий крупный раздел гуманологии посвящен вопросам взаимодействия человека и созданного им общества. В рамках гуманологии исследованы последствия развития общества для эволюции человека. Большая часть раздела “Социальная гуманология” посвящена критическому обсуждению социума и рассмотрению его противоречивости.
Вот что пишет Е.Мирзаев по этому поводу: “Рассматривая пути и глобальные последствия развития человека, мы обнаружили некий узел принципиальных моментов, связанных с общественным способом существования Homo sortitus. Узел, который отрицательно влияет на возможность дальнейшей эволюции человека ... В общественной форме существования человека на Земле заложен, на наш взгляд, сильнейший противовес альтернативному варианту приспособления Homo sortitus к жизни - индивидуальному совершенствованию особи и, как следствие, вида в целом”.
Отдельные главы отданы исследованию противоречий человеческой индивидуальности социума, противоречий неизбежности преждевременной гибели человека, противоречий неэффективности производства благ и других несообразностей общественного способа бытия человека.
Огромное впечатление производит общая теория гуманологии, рассмотренная автором особенно тщательно. Содержание теории - самосовершенствование Homo sapiens. Внимание людей эта идея привлекала всегда. История вопроса крайне обширна. Самосовершенствованию посвящены отдельные теории, учения и идеологические системы. Идея вплетена в религиозные и социальные доктрины, будучи по-разному в них выраженной. Многие восточные ученые, сотни лет культивируя эту идею, пришли к поразительным практическим результатам.
Е. Мирзаев отмечает, что важно принять сам принцип совершенствования человека как изменение его психики и биологии. В этом разделе введено понятие “гумиволюции” как единой стволовой эволюции человека. Эволюции как антропогенной гумиволюции от момента появления рамапитека и до человека разумного, а также управляемая гумиволюция от нынешнего периода до исходного состояния цивилизации, которому, кстати, в книге также уделено внимание.
Одним из наиболее интересных моментов в общей теории гуманологии является разработка автором вопроса критерия самосовершенствования Homo...
Наконец, интереснейший материал для размышления предоставляет последний раздел книги - специальная теория гуманологии (СТГ). СТГ рассматривает один из основных вопросов человеческого бытия - вопрос о сущности человека. Предлагаемая автором концепция лишь на первый взгляд легко классифицируется как узнаваемая. Первая же глава о субституции (взаимозаменяемости) понятий души и сущности человека, открывающая новые необычные возможности для адаптации концепции в пределах гуманологии, превращает СТГ в увлекательное повествование.

Вернуться назадОбсудить в форуме

     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп