Блеск административного капитала Турсунбек Асамбаев, президент ЗАО “Южполиметалл”, депутат Южно-Казахстанского областного маслихата
В Казахстане как на дрожжах разросся административный капитал. Борьба с ним должна стать одной из главных задач сегодняшнего дня Dалее Новый учебный год уж наступил, и наши дети пошли в школы, которые все еще полны нерешенных проблем. Сегодня, на пороге первого сентября, мы продолжаем разговор о нашем образовании, о воспитании новых поколений не только в школе, но и семье в отчаянной попытке найти верные пути к гармонии и порядку в этом непростом деле Кризис школы: где искать выход? Адамбек Татенов, директор городского научно- методического центра новых технологий в образовании Алматы, Базар Узабаев, председатель Совета научно-исследовательской лаборатории “Информационные образовательные технологии” Сегодня произошло расслоение общеобразовательной школы по социальному признаку. Школа стала средством переноса социального неравенства на молодое поколение, закрепления его среди молодежи, а тем самым и самого общества в ближайшей перспективе Как разрешить этот кризис? Во-первых, государство должно направлять финансы на счета государственных школ, которыми распоряжаются директора под контролем (сейчас больше фиктивным) попечительских советов. Эти средства должны использоваться на поддержание материальной базы учебных заведений, дополнительную оплату учителей и другого персонала и т.д. Во-вторых, издание учебников и учебных пособий, методических разработок должно финансироваться государством, органами власти и спонсорами. В-третьих, письменные принадлежности, школьную форму, спортивное снаряжение и многое другое, что требует школа от учащихся, должны обеспечивать родители. Из вышесказанного следует, что прежде всего нужно модернизировать внебюджетную деятельность учебных заведений. Закон Республики Казахстан “Об образовании” позволяет брать деньги за дополнительные образовательные услуги, но ни в коем случае не за школьную программу, хотя бы и на основе расширенного плана. Это относится и к школам-гимназиям: нужно принять базисный учебный план повышенной сложности для таких школ. Существующее положение вытолкнет из гимназий и лицеев всех, кто не может платить, и еще больше увеличит неравенство прав в области образования. С другой стороны, поступающие финансовые потоки от родителей, предприятий и т.д. в школы вопреки положению Закона “Об образовании” и официальным предписаниям присваиваются директорами школ и их окружением. В советские времена государственных денег школе также недоставало, поскольку система образования финансировалась по “остаточному принципу”, а потому заранее предполагалась “подпитка” из других источников. Большинство школ имело шефов - предприятия, учреждения, совхозы и колхозы, - которые постоянно оказывали помощь. Особенно ощутима была эта помощь сельской школе. Переход к рыночным отношениям покончил с этой системой. В регионах, где доход на душу населения в несколько раз ниже, а также на селе испытывают больше трудностей с оплатой расходов. Сколько стоит ученик в Алматы и в Раимбекском районе Алматинской области? В Алматы стоит в два раза дороже, чем в регионе! Отсюда высокий спрос на дополнительные занятия в школах города. Здесь мы явно видим вольное или невольное стремление ограничить доступ низших классов к образованию. Только на сей раз низший класс - это практически все крестьянство, бюджетная сфера и большинство людей неквалифицированного труда. Обратимся теперь к частным школам. Эти школы играют существенную роль в системе общего образования только в городах, особенно в Алматы, что неудивительно, так как здесь сконцентрировано большое число богатых людей, способных оплачивать обучение своих детей в комфортных условиях. Время (и деньги) затрачивается в этих школах не только на изучение наук по выбору, но также постижение этикета, танцев и т.д., однако по качеству получаемого образования частные школы все же уступают лучшим гимназиям и лицеям (трудность в том, что нет критериев оценки сравнительного измерения между школами, узаконенного государством. Хотя есть и имеется способ измерения, но только не признанный законом образования РК, так как деятели от образования не хотят вникать в его суть). Мы убеждены, что частная школа - всего лишь бизнес, а получаемый руководителями доход - типичный предпринимательский доход.
Как живется в Казахстане детям? Якуб Еспаев, кандидат педагогических наук, Алматы Как живется в Казахстане детям? Этот вопрос хотелось бы задать нашей общественности, каждому педагогу и родителю, дедушкам и бабушкам, политикам, чиновникам и депутатам всех рангов, правительству, главе государства. На мой взгляд, дедушки четырехлетнего внука, кандидата педагогических наук, преподавателя колледжа и вуза, педстаж которого более 30 лет, плохо, еще очень плохо. Прежде всего потому, что проблемы охраны здоровья, медицинского обслуживания, социальной защиты подрастающего поколения, организации досуга, образования и воспитания, защиты прав, всяческой о них заботы остаются у нас в стадии аутсайдерской, “отфутбольной”. Не буду приводить соответствующие статистические данные, ограничусь кратким описанием того, чему был свидетелем. Многократно приходилось видеть, как молодая мама пьет пиво и курит рядом с коляской, где лежит ее ребенок, который недавно вышел из ее утробы. Девять месяцев носила его под сердцем, рожала в муках, а теперь?.. Убивает! Другая проблема - вредительство компьютерных клубов. Нашим детям с пеленок в компьютерных клубах, на телевидении внушают: в этом мире выживают хамы, драчуны, бандиты. Не крутой, значит слабак, которого хочется толкнуть, избить. Не может не возмущать, что почти все российские и казахстанские телеканалы заполонила “чернуха”. Вот КТК не побрезговал свое вечернее эфирное время отдать “Окнам” - самой “чернушной” российской телепередаче. В России эту передачу, быть может, уже не показывают престижные телеканалы. Беспокоятся о своем имидже. Похоже, у руководства КТК другая ориентация: чем больше будем показывать мерзости, тем выше будет наш рейтинг, доходы от рекламы. Уважаемые работники СМИ! Побольше обращайте внимания на подрастающее поколение. Предлагаю несколько идей. Можно систематически делать передачу “Внимание: дети!”, построенную как устный журнал, “круглый стол”, дебаты, репортаж, вечер вопросов и ответов в прямом эфире, как телемонолог или телебеседы яркой личности, авторитетного специалиста в какой-либо области, скажем, педиатра, психолога, педагога, того, кто занимается детской преступностью, имеет дело с несовершеннолетними правонарушителями. Можно посвятить многочисленные публикации, передачи по теме “Знакомьтесь, хорошая семья (детсад, школа)”. Соответствующим ведомствам, правительству следует выявлять тщательно и объективно лучшие детские учреждения. Заслужившим репутацию образцовых надо выдавать гранты от “Бобек”, соответствующих министерств и ведомств, от деловых кругов, правительства, президента, общественных организаций. Кроме того, всячески популяризировать их опыт и достижения. Необходимо стимулировать спонсорство и меценатство в сфере охраны здоровья детей, защиты их прав, организации их досуга, обучения, воспитания. Мало призывать казахстанских богачей раскошеливаться, надо, чтобы им это было выгодно, чтобы функционировала соответствующая налоговая политика. Полагаю, рыночную экономику постсоветские люди в своем явном большинстве воспринимают как закрепление тезиса “спасение утопающих - дело рук самих утопающих”. Напрашивается вопрос, а если утопающий - ребенок, пенсионер? Пусть тонет, сам виноват. Такая реальность породит не только рост смертности, но и вымирание рода человеческого. Академик Н.Н.Бехтерева на вопрос, каким ей видится новый век, сказала: веком роботизации человека, в первую очередь молодежи. Мы уже несколько лет прожили в XXI веке. Процесс роботизации идет полным ходом. То, что в отношении подрастающего поколения совершено на постсоветском пространстве, в том числе на казахстанской земле, за последние двенадцать лет не может не тревожить: дурная среда, дурное воспитание, а ведь дети - наше прошлое, настоящее, будущее.
Ведущая полосы Ирина Гайкалова
|