29 августа 2003
№ 34 (274)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо  Поиск по сайту
    Мнения 

Блеск административного капитала

Турсунбек Асамбаев, президент ЗАО “Южполиметалл”, депутат Южно-Казахстанского областного маслихата

В Казахстане как на дрожжах разросся административный капитал. Борьба с ним должна стать одной из главных задач сегодняшнего дня

В ходе экономических реформ в Казахстане сложился особый, паразитический тип капитала, который, без сомнения, является антирыночным. Он берет начало с момента, когда госчиновники напрямую или косвенно имели льготные возможности создать свое дело, а затем срастить его с частным бизнесом республики.
В повседневной жизни этот самоуверенный альянс без оглядки на законы активно занимается перекачкой финансов с рынка, а также из государственной казны в карманы административных капиталистов. Истина эта не требует особых доказательств. И все-таки сошлемся на факты.
Если два года тому назад в Шымкенте за пользование домашним телефоном абоненты платили по 240 тенге в месяц, то теперь им приходится платить в полтора раза больше. При этом каких-либо качественных новых услуг абонентам не предоставляется. Не лучшим образом обслуживает клиентов сотовая связь. В этой сфере допускается немало погрешностей с учетом оплаты переговорного времени.
Высокими темпами растет оплата за проезд в пассажирских поездах, тогда как качество услуг здесь не только не повысилось, но и заметно снизилось. “Тарифные” мотивы явно просматриваются и у поставщиков электричества Казахстана.
В Шымкенте тысяча кубов поставляется “Казтрансгазом” промышленным предприятиям по 74 доллара, тогда как эта компания покупает газ на границе с Узбекистаном по 40 долларов. С учетом НДС, транспортных, других расходов плюс рентабельность “Казтрансгаза” этот энергоноситель должен бы поставляться не более чем по 60 долларов за тысячу кубов.
На все вопросы в этой связи ответ всегда один: оборудование износилось, требует ремонта. Но если эти компании собирают деньги по завышенным тарифам, направляя их на капитальные ремонты, то потребители вправе ожидать, что через определенное время монополисты снизят тарифы.
Эту истину подтверждали и ораторы, выступавшие на недавно прошедшем совещании энергетиков республики. Акцентировал данную мысль и глава КЕГОК.
Вне сомнений, экономика Казахстана с 2000 года идет в гору, но она обеспечивается в основном, как все утверждают, за счет роста цен на нефть и продукцию горно-металлургического сектора. Сегодня львиную долю ВВП страна получает за счет экспорта сырьевой, углеводородной и горно-металлургической продукции. Вместе с тем подобный рост вряд ли можно назвать настоящим экономическим ростом, обеспечивающим устойчивое развитие страны, население которой с каждым годом в массе своей не богатеет.
В своем послании народу президент республики Н.А.Назарбаев обращает внимание на необходимость формирования устойчивого и достойного по материальному положению казахстанского общества, что возможно при обеспечении социального консенсуса на основе базовых экономических ценностей.
И здесь министерствам, ведомствам одними лишь намерениями не решить проблемы общества, где среднедушевые доходы не покрывают прожиточный минимум. Выход видится в действенном стимулировании государством промышленного производства и агропромышленного комплекса, создании в этих отраслях новых рабочих мест и, конечно же, в формировании благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса. Как это сделать быстрей?
Считаю, за счет эффективного инвестирования и кредитования из собственных капиталов Нацбанка четвертого и пятого переделов промышленности и обоюдовыгодном использовании ставки рефинансирования по схеме 7,25+1,25 процента, направленных через коммерческий банк в производство. Это дало бы прирост в 8,5 процента годовых, что выгодно и Нацбанку, и коммерческому банку, и производству.
При кредитовании мероприятий агропромышленного сектора можно было бы снизить ставки банка до 3 процентов за счет средств, выделяемых для развития аула, аналогичное снижение должно быть для малого и среднего бизнеса.
Настала пора создания надлежащего контроля за прохождением финансовых средств, направленных на осуществление Программы индустриально-инновационного развития. В этой связи, однозначно добавлю, надо уволить чиновников из министерств и национальных компаний, состоящих в близком родстве.
В настоящее время необходим переход к осуществлению такой денежно-кредитной политики, при которой любые заработанные деньги стали бы весьма привлекательными для инвестирования в развитие производства, но при этом установить действенный контроль над инфляцией.
Сегодня всем известно, что средние промышленные предприятия находятся под сильным прессом вычетов по кредитам, полученным в валюте и тенге. Они в двукратном размере официальной ставки рефинансирования, установленной Национальным банком, ложатся на экономику предприятий. В этой связи приведу конкретный пример.
ЗАО “Южполиметалл” в 2002 г. за полученный кредит в сумме 736 500 тысяч тенге выплатило резиденту проценты в сумме 50 056 тысяч тенге, а разрешалось к вычету 40 971,8 тысячи тенге. Подобный факт вычетов произошел за кредит в валюте в перерасчете на тенге. Вместо 84 584,8 тысячи тенге ЗАО “Южполиметалл” резиденту выплатил 216 441,1тысячи тенге.
Таким образом, потери по процентам за кредит только за 2002 год составили 140 940,2 тысячи тенге.
Получается, что экономическая политика государства приоритетно сориентирована на прирост капитала банков, а не на развитие промышленности. При этом банки при пересчете валюты и тенге работают без учета интересов производства, то есть отсутствует гибкость при переводе валюты в тенге.
Более того, тормозят развитие средних промышленных предприятий, таких как наше ЗАО “Южполиметалл”, всевозможные узаконенные “поборы” (за оформление, рассмотрение и анализ документов, экспертное прохождение товаров и так далее) со стороны ЗАО “Корпорация “Акцепт”, ТОО “Фирма “Кеден брокер НС”, ОАО “НацЭкс” и прочих товариществ, уполномоченных министерствами и ведомствами.
Мне думается, как с кредитной политикой банков, так и с проблемой вышеназванных узаконенных “поборов” пришло время поработать правоведам, экономистам республики, с тем чтобы в приоритете оказались развивающиеся промышленные предприятия, а не административные капиталисты.
Далее - разрушения монопольной вседозволенности административного капитала без ужесточения законов, без вмешательства СМИ, без усиления президентского и правительственного контроля не произойдет. Необходима узаконенная системная персональная отчетность о хозяйственно-финансовой деятельности чиновников всех уровней перед обеими палатами парламента, а в исключительных случаях - перед президентом республики.

Вернуться назадОбсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп