11 июля 2003
№ 27 (267)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо  Поиск по сайту
    Мир 

ГЕРОЙ, ЗЛОДЕЙ
и общеевропейский председатель

Ботагоз Сейдахметова

Италия с 1 июля и до конца года получила бразды правления в Европейском союзе. Председателем ЕС стал Сильвио Берлускони, итальянский премьер-министр, успешный бизнесмен и самый известный итальянец 21-го века.
Казалось бы, случилось рядовое плановое событие внутри ЕС. Между тем уже неделю европейская пресса гадает, чем может обернуться для Европы председательство эпатажного Сильвио Берлускони, который должен решить такие глобальные задачи, как ратификация новой общеевропейской Конституции, борьба с нелегальной иммиграцией, экономический подъем
Dалее

 

Диалог цивилизаций

Ботагоз Сейдахметова

Диалог цивилизаций. Что это - модное интеллигентское выражение, требование времени или вовсе виртуальная абстракция, а в реальности все диалоги жестоко заменил монолог террористов?

Как бы то ни было, этот околофилософский приступ настигает меня всегда летом. То есть во время, отмеренное календарем для отдыха и новых встреч. А это значит, длинных диалогов с людьми из других стран, с иным мировоззрением, иными религиозными и политическими взглядами и иным цветом кожи. С некоторых пор они для нас (и мы для них, надеюсь) перестали быть марсианами. А я так вовсе чувствую себя космополитом.

Небоскребы - яркий признак цивилизации, но не всегда признак культуры

Впрочем, моя азиатская внешность и мусульманское происхождение в последнее время вызывают у европейских собеседников желание говорить либо об исламском экстремизме, либо о наличии в Центральноазиатском регионе авторитарных режимов. При этом, как правило, интеллигентный европеец искренне уверен в том, что “бедненьким отсталым азиатам” могут помочь только они. Помочь построить демократию, а если будем сопротивляться - все будет как в Ираке.
Я, конечно, несколько утрирую ситуацию. На самом деле мне всегда приятно общаться с европейцами и американцами. Они хорошо воспитаны, образованы, владеют языками. А на днях мой немецкий коллега с видом знатока-этнографа спросил меня: “К какому жузу принадлежит ваш президент?” На вопрос я ответила, ибо как истинная дочь степей вижу не только минусы трайбализма, но воспринимаю этот факт как часть нашей культуры.
Диалог с собеседниками из “демократических цивилизаций” между тем позволил мне сделать скорее совместный, чем личный вывод о многих глобальных проблемах, касающихся и нас, и тех, кто живет на другой стороне улицы или земного шара.
Во-первых, до сих пор не понятна природа зарождения терроризма и то, в какой момент осуществляется переход от национального сепаратизма к религиозному экстремизму, от национально-освободительного движения к тривиальному преступлению и есть ли между ними разница.
А потому возникает во-вторых. Экономическая составляющая, а именно бедность и нищета не всегда являются главной причиной терроризма. “Усаму бен Ладена назвать бедным никак нельзя. Да и Саудовская Аравия - страна богатая не только ресурсами”, - говорит мой немецкий собеседник, политический обозреватель крупной тамошней газеты.
Он же рассказывает, что возвращался из командировки 10 сентября 2001 года в Нью-Йорк, так что трагические события 11 сентября он воспринял как собственную трагедию тоже. Замечу без пафоса, что и я, и мои коллеги здесь, в Казахстане, также абсолютно искренне переживали в те сентябрьские дни. И в октябре прошлого года, когда спектакль “Норд-Ост” стал в одночасье известен всему миру (но какой ценой!). И сейчас, после трагедии в московском Тушино.
Мы задавали друг другу вопросы, многие из которых оказались риторическими. Почему и ради чего двадцатилетние, в сущности дети, так легко и глупо расстаются с жизнью? Как потенциальные террористы-смертники могут позволить кому-то делать из них марионеток для исполнения их прихотей (ибо называть это борьбой за независимость никак нельзя)?
В какой-то мере на эти вопросы ответил посол по особым поручениям Министерства иностранных дел Казахстана Ауезхан Кырбасов на международной конференции “Вызовы региональной безопасности в Центральной Азии”: “Ставить знак равенства между терроризмом и религией глупо, недальновидно и опасно. Экстремизм, в какие бы религиозные одежды он не рядился, одинаково губителен для всех народов.
Г-н Кырбасов также сообщил, что Казахстан приступил к разработке нового курса в своей внешней политике, направленной на развитие диалога между религиями и цивилизациями.
Главная цель диалога цивилизаций, международного сотрудничества - это создание и сохранение климата доверия и стабильности в Евразии.
Особая тема, которая волнует в этом веке все без исключения страны мира - это опасность, которую несет оружие массового поражения. ОМП в руках международных террористов и даже целых правительств может превратиться в главный предмет шантажа и терактов.
Правительство Казахстана заинтересовано в подписании договора о создании в Центральноазиатском регионе зоны, которая будет свободна от ядерного оружия. Для нас же, простых землян, главное, чтобы этот шаг не стал тривиальным протокольным событием.

Вместо эпилога:
“Кто мало видел, много плачет”, - говорил классик. Позволю себе сказать по-другому. Кто много видит разные страны, разные цивилизации становится терпимее к иной культуре, ему легче понять традиции и менталитет другого народа, он становится добрее и мудрее.
На это мужчины часто возражают мне, мол, дамская философия. Жизнь сложнее, и иногда только твердой рукой и жесткими мерами нужно творить добро. В качестве примера приводят ситуацию в Ираке. Режим Саддама Хусейна не давал народу богатеть и жить нормально, преследовал инакомыслящих и прочее, прочее.
Нельзя было допустить, чтобы оружие массового поражения оказалось в руках такого тирана, как Хусейн. И в этой ситуации военное вмешательство было единственным правильным решением, объясняли мне мужчины из разных цивилизаций. Спорить с мужчинами глупо. Они сами так часто себе противоречат.
Но когда-то, в одной по-настоящему культурной телевизионной передаче известный российский (больше советский) ученый Сергей Петрович Капица высказал, на мой взгляд, очень интересную мысль. Он сказал, что очень хорошо знаком с Соединенными Штатами Америки и ее народом, неплохо знает Европу и европейцев, поэтому пришел к такому выводу, что “Америка - эта страна, где нет культуры, но есть цивилизация. Европа - это место, где присутствует культура и есть цивилизация. Россия - страна, где есть культура, но до сих пор нет цивилизации”. Под Россией Капица имел в виду, я думаю, и бывшие страны Советского Союза - от Восточной Европы до Дальнего Востока.
В этих словах ученого есть что-то фатальное. Трудно сказать однозначно, в какой мере ситуация в России соотносится с ситуацией в Центральноазиатском регионе. Но я уверена в одном: культура, демократия, цивилизация - это взаимные понятия. И когда нет одной из этих составляющих, происходит дисбаланс в различных социальных, политических и экономических процессах. Диалог цивилизаций (не только на уровне правительств!), пожалуй, один из реальных способов сбалансировать отношения с соседями по земному шару.

Вернуться назадОбсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп