11 июля 2003
№ 27 (267)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо  Поиск по сайту
    Мнения 

Культ личностей...
не состоялся?

Книжный рынок Казахстана более чем на семьдесят процентов состоит из книг российского производства. За последние десять лет мы так и не взрастили собственных Пелевиных, Сорокиных, Ерофеевых. И даже Донцовых. Странно, но надо признать: культа личностей от литературы в Казахстане нет и в ближайшем будущем не предвидится

Как показывают исследования, проведенные компанией “Комкон 2 Евразия”, среднестатистический житель Казахстана покупает от 2 до 4 книг каждые полгода.
Лидеры в жанровых предпочтениях - детективы, за ними следуют любовные романы и, наконец, фантастика. Казахстанцы стараются не отставать от просвещенного человечества - даже если новинки (во всем их разнообразии) не всегда представлены здесь, мы находим возможность их прочесть.
Есть, в конце концов, Интернет. Разговор о другом. Наши писатели и поэты не пользуются широким признанием и не являются “предметом поклонения” любителей литературы. Когда же мы будем зачитываться культовой прозой и поэзией отечества и стоять в очередях за автографом к счастливому автору? Дата свершения этого знаменательного во всех отношениях события никому не неизвестна.

Made in Russia

Можно назвать много субъективных и объективных причин этой проблемы: отсутствие грамотного маркетинга, например. Опять же вопрос: почему бы издательствам не делать этот самый маркетинг, учитывая растущий спрос населения на литературу? Или у нас нет достойных авторов, способных поразить воображение искушенного читателя?
Надо сказать, мнения по этим вопросам имеют разные оттенки: от скептических до самых радужных...

Ответ первый:
Мы разучились
ценить слово

София Раева,
директор Государственной республиканской детской библиотеки
имени Бегалина:

“В настоящее время, увы, детской литературы в Казахстане нет: много лет на нее никто не обращал внимания, и многие писатели оказались в сложнейшем финансовом положении. С другой стороны, я не могу назвать ни одного имени казахстанского писателя, который бы создавал литературу для детей - ту, которая была бы интересна нынешнему поколению.
То есть литературу детям о таких же детях, о современности, о героях, которые живут в соседних дворах, о том же Гарри Поттере - обычном мальчике, который борется со злом и живет в настоящем времени. Вот когда писатели будут создавать произведения, отвечающие этим требованиям, тогда можно будет говорить о ее наличии.
Мы сейчас пытаемся достучаться в родительские сердца. Родители в первую очередь ответственны за своих детей. И если они будут читать книги, то и их дети будут приучены к чтению. Нам почему-то трудно стало прочесть ребенку на ночь книжку - “с чувством, с толком, с расстановкой”.
Если даже и читаем, то стараемся сделать это как можно быстрее. А ведь прочесть, осознать - это великий труд как для взрослого, так и для ребенка. Конечно, проще посмотреть фильм, но никакой фильм не сможет передать чувства от прочитанного. Они тоньше, глубже, они, в конце концов, подлиннее.
На мой взгляд, мы допускаем ошибки и в школе. К примеру, кроме литературы и языка, должна преподаваться словесность - предмет, в котором слово ценится и слову придают значение...
Другой аспект: у нас нет пропаганды чтения в обществе. Я не буду говорить о традиционно литературной Франции с ее праздником французского языка, чтения, об Испании, где будет широко отмечаться четырехсотлетие Дон Кихота, я скажу об относительно молодом государстве - США.
В Америке есть великолепная передача “Америка читает”, которую ведет Опра Уинфри. Известная телеведущая советует прочитать те или иные книги. Всегда имеет значение, когда люди говорят: я читаю нечто, я советую прочитать нечто. А у нас знаковые фигуры, к примеру бизнесмены, которых мы считаем состоявшимися личностями, в своих интервью говорят: нам читать некогда. Какой резонанс вызывают такие заявления?!
Нам нужно сегодня возродить культуру чтения, начиная с детского сада. А что для этого нужно? Прежде всего, хорошая законодательная база. Далее - пристальное внимание государства к проблеме. Сейчас активно обсуждается вопрос об издании пятидесятитомной мировой литературы для детей на казахском языке или Казахстанской детской энциклопедии.
У меня есть единственная просьба к комиссии: пожалуйста, уважаемые ученые, писатели, составители, покажите нам, библиотекарям, учителям - людям, непосредственно общающимся с детьми, эти книги в момент их создания.
Мы не претендуем на писательский труд, мы хотим высказать свои пожелания. Есть много нюансов, которые можем знать только мы - проводники литературы в детские массы.
Несмотря на все пессимистичные прогнозы, я думаю, к книге мы все-таки вернемся. В Казахстане для этого есть одно преимущество, позволяющее надеяться на это: мы менее обеспечены компьютерами, телевизорами и телеканалами, чем другие страны. А вернувшись к книге однажды, мы уже не расстанемся с нею. Я верю в это.
Сегодня, к примеру, уже разработана программа “Культурное наследие”, в рамках которой предусмотрено издание книг в 2004-2006 годах. Но кроме того, на мой взгляд, нам нужна государственная программа книгоиздания для детей. Я бы как библиотекарь с многолетним стажем включила в нее издание энциклопедий - информационных справочников для детей - и сделала их красочными, интересными, чтобы каждый ребенок мог найти для себя все самое необходимое и при этом испытать удовольствие от общения с книгой.
Библиотека мировой литературы для детей - тоже идея прекрасная. Недавно Министерство культуры, информации и общественного согласия обратилось к нам за рекомендациями по этому поводу. Мы считаем, в эти книги обязательно должен войти казахстанский материал. Дети - это наше будущее. О наполнении этого сосуда мы должны позаботиться сейчас.

Ответ второй:
Читателя надо
воспитывать

Бахытжан Канапьянов,
поэт, издатель:

Поэты, честно говоря, во все времена были не востребованы. Конечно, в нас есть историческая память, когда к мнению акынов прислушивались, считались, но это уже исключение, нежели правило.
Тем не менее я горжусь, что имею отношение к поэтической плеяде. У меня несколько парадоксальное мнение: поэт необязательно должен писать стихи, но мыслить образами - это одна из основных ипостасей состояния поэтической души.
Мне кажется, я не составляю большого исключения в том, что, будучи поэтом, занимаюсь и издательской деятельностью. Если в советское время это были взаимоисключающие моменты, то сегодня жизнь диктует такие условия существования.
С другой стороны, эта работа позволяет координировать и поэтическую деятельность. Когда времени “в обрез”, его больше ценишь: есть ночные часы, мне Богом отпущенные, когда легко пишется...
У меня есть своя читательская аудитория - и в городах, и в селах, есть и в других странах СНГ. Значит, мои стихи востребованы, а что может быть важнее для поэта? Конечно, всегда есть творческая неудовлетворенность, притяжение чистого листа, монитора, ожидание первого слова, шага, но это и есть жизнь поэта.
А если говорить об известных современных писателях России, то неизбежно возникает вопрос: а что такое известность? Согласитесь, что многие нынешние “культовые” писатели и поэты России созданы искусственно. Как бы там ни было, наиболее известными во все времена остаются Пушкин и Абай. Среда может помочь “выплыть”, но нельзя сделать из глупого человека настоящего поэта даже при самом хорошем менеджменте.
Конечно, Россия - богатейшая страна и по материальным ценностям, и по духовным. Там - масса издательств, развит книжный рынок. Но могу сразу сказать, что издать книгу в Казахстане тоже уже не проблема. Недавно мы издали книгу молодого талантливого поэта Павла Пенькова. Всего триста экземпляров. Но что важно поэту? Чтобы его вовремя заметили и издали, чтобы не было маразматических состояний забвения.
Сейчас в нашей стране остро стоит другая проблема. Нет триединства, на котором зиждется книжный рынок: писатель - издатель - читатель. После издателя книга должна дойти до своего читателя, но этого не происходит. Поверьте моему издательскому опыту: нет рекламной кампании, нет менеджмента, значит, нет и читателя.
Одно из положительных явлений в этой области: наконец, происходит насыщение книгами библиотек. Программа Министерства культуры, информации и общественного согласия дает свои плоды. Мы участвуем в тендерах, выигрываем и печатаем духовно важную литературу, часть тиража которой обязательно поступает в библиотеки.
Я думаю, сейчас самое благоприятное время для развития культурного взаимообмена между Россией и Казахстаном. Пастернак называл книгу “куб дымящейся совести”. Этот куб должен быть взаимоприемлемым для наших стран. В этом процессе не могут присутствовать никакие иные чувства, кроме доброжелательных.
По сути, поэзия пришла, на мой взгляд, к своему естественному состоянию - салонности. Это самая естественная форма ее существования и распространения: ненавязчиво, интеллигентно, тактично пропагандируется хороший вкус.
Я с удовольствием могу говорить: мне нравится поэзия Улугбека Есдаулетова, Эрика Аскарова (недавно трагически погибшего), вполне рафинированного русского поэта с казахскими корнями Бахыта Кенжеева. Я этим никому ничего не навязываю, я просто делюсь своими впечатлениями. Читателя надо воспитывать только таким образом.
Я думаю, плохие времена уже прошли...

Ответ третий:
Важно, что будет
завтра

Хаким Булибеков,
поэт:

Почему люди занимаются искусством? Одно из моих представлений об этом звучит таким образом: человек хочет познать, есть ли Бог. Бога можно познать через религию, на мой взгляд, непознаваемый путь через науку - тоже тупиковый, потому что наука может только делать оружие и защиту от нее. Познание должно быть свободным, творческим, а значит, Бога можно познать только через искусство. Это единственно приемлемый способ.
Вот когда люди поймут это, и у них появится интерес к Богу, тогда у них появится интерес к искусству. В одном из своих стихотворений я так и писал: “Но время врубится, как лед, в наше бездушное удушье, сердца спасет... И вспомнят люди о стихах тогда, на смысл жизни не найдя ответа, изголодавшись счастья навсегда, как хлеб, к себе востребуют поэта”. Я в это верю!
Искать Бога в искусстве - это сложный путь, поэтому этим занимаются в более сытых обществах, застойных. А сейчас нам еще некогда. У нас время еще не пришло. Я ведь был бизнесменом, я знаю, что это такое: я только и думал о том, как людям дать зарплату.
Нам сегодня надо сделать так, чтобы экономика работала нормально, чтобы у людей появился интерес ко всему прочему, не относящемуся к ней. Меня - поэта - спасет еще и то, что я пишу не для сегодняшнего дня. Мне важно, чтобы и через сто, двести лет человечество жило, Казахстан был богат, а люди сохранили и развили свой интерес к литературе. Пусть тогда меня читают...
К тому же если взглянуть более широко на происходящее, то, оказывается, мы не так уж далеки от мировых процессов. Все народы, выскочившие на экспоненту развития, вошли в цивилизацию. А значит, все глобальные процессы касаются каждого из нас.

    Точка зрения 

Выбираю книгу

Не помню кто, но явно не глупый человек, сказал, что книга - это разрешенный наркотик. Если принять эту точку зрения, то можно сказать, что я стала наркоманкой с младенческого возраста. Сначала мне читали старшие сестры, в шесть я открыла, что буквы складываются в слоги, и если постараться, то из слогов получатся слова - самые простые - как “мама” и “папа” и затейливые - как “Чипполино”. С этой минуты началось мое сознательное приобщение к великому сообществу книгочеев. В огонь моего страстного желания познать мир через книги шло все: от сказок и мифов до исторических романов, от Гомера и Шекспира - до Чехова и Фолкнера.
Любой из моих собратьев, думаю, подтвердит, что чтение - это не хобби, это болезнь. Если я долго не открываю книгу, причем хорошую книгу, то испытываю настоящую ломку. Мир кажется пустым, день - тусклым. Сейчас психологи, социологи и чего-там-еще-ологи бьют тревогу, что на смену хомо сапиенс идет хомо компьтерис. Мол, наши дети живут в Сети и очень скоро не смогут отличить мир реальный от виртуального. Одним словом, близится эпоха Матрицы.
По-моему, это напрасные страхи. Хомо тот же - сапиенс, просто изменилась сама реальность. Мы жили в мире, придуманном писателями, наши дети - в придуманном программистами. Компьютер, как и любая машина, не может быть олицетворением добра или зла. Те или иные качества привносит сам человек. Да, в Сети собраны все сокровища, накопленные человечеством, и, к сожалению, все его, прошу прощения, дерьмо.
Как бы ни ругали “совок”, а я благодарна судьбе, что выросла в Союзе. Может быть, нашу свободу в выборе литературы и ограничивали, но после того как стали печатать все подряд, я убедилась, что за немногим исключением - “Доктор Живаго” и писатели-эмигранты (не все из них, кстати, и талантливые) - мировые шедевры в СССР издавались и были доступны всем. И это была настоящая литература, несущая “разумное, доброе, вечное”.
Теперь у нас рынок. Тиражи зависят не от художественных достоинств, а от спроса. Есть спрос на Маринину - и вот уже все полки в книжных магазинах уставлены похождениями г-жи Каменской со товарищи. Гарри Поттер бьет все рекорды раскупаемости. Идет то, что хорошо раскручено. Например, Сорокин и Пелевин. Не спорю, может быть, они гениальные писатели, но хочется почитать и что-нибудь другое - Кундеру, например, или Улицкую. А также старых знакомых - Джойса или Апдайка. Но они не “идут”. Их произведения вы не увидите на книжных развалах. Единственное место, где можно купить любую книгу, - это центральные книжные магазины Астаны и Алматы, правда, по ценам, доступным немногим. Несколько дешевле - в Москве.
И вообще, моду на литературу нам по-прежнему диктует Россия и... казахстанские фирмы-посредники. Из книжного многообразия, выпускаемого в Первопрестольной, они выбирают исключительно те книги, которые хорошо продаются, то есть масс-кулатуру. Широкий читатель не знает книги отечественных писателей. Издаются казахские классики, а где молодые писатели? Не может быть, чтобы земля Казахстана оскудела талантами. У нас целая плеяда новых, очень талантливых поэтов, но их книги днем с огнем не сыщешь. Вот мы и питаемся российским продуктом по завышенным ценам. Впрочем, все повторяется. О конфликте поэта и книгопродавца сказал еще великий Пушкин.
Свято место пусто не бывает. Компьютер и дешевое чтиво заменили хорошую литературу. И все же я не верю, что поколение книголюбов вымрет, как динозавры.

Светлана Грибанова,
обозреватель “НП”
Ведущая полосы Ирина Гайкалова
Вернуться назадОбсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп