Культ личностей... не состоялся? Книжный рынок Казахстана более чем на семьдесят процентов состоит из книг российского производства. За последние десять лет мы так и не взрастили собственных Пелевиных, Сорокиных, Ерофеевых. И даже Донцовых. Странно, но надо признать: культа личностей от литературы в Казахстане нет и в ближайшем будущем не предвидится Как показывают исследования, проведенные компанией “Комкон 2 Евразия”, среднестатистический житель Казахстана покупает от 2 до 4 книг каждые полгода. Лидеры в жанровых предпочтениях - детективы, за ними следуют любовные романы и, наконец, фантастика. Казахстанцы стараются не отставать от просвещенного человечества - даже если новинки (во всем их разнообразии) не всегда представлены здесь, мы находим возможность их прочесть. Есть, в конце концов, Интернет. Разговор о другом. Наши писатели и поэты не пользуются широким признанием и не являются “предметом поклонения” любителей литературы. Когда же мы будем зачитываться культовой прозой и поэзией отечества и стоять в очередях за автографом к счастливому автору? Дата свершения этого знаменательного во всех отношениях события никому не неизвестна.
| Made in Russia |
Можно назвать много субъективных и объективных причин этой проблемы: отсутствие грамотного маркетинга, например. Опять же вопрос: почему бы издательствам не делать этот самый маркетинг, учитывая растущий спрос населения на литературу? Или у нас нет достойных авторов, способных поразить воображение искушенного читателя? Надо сказать, мнения по этим вопросам имеют разные оттенки: от скептических до самых радужных... Ответ первый: Мы разучились ценить слово София Раева, директор Государственной республиканской детской библиотеки имени Бегалина: “В настоящее время, увы, детской литературы в Казахстане нет: много лет на нее никто не обращал внимания, и многие писатели оказались в сложнейшем финансовом положении. С другой стороны, я не могу назвать ни одного имени казахстанского писателя, который бы создавал литературу для детей - ту, которая была бы интересна нынешнему поколению. То есть литературу детям о таких же детях, о современности, о героях, которые живут в соседних дворах, о том же Гарри Поттере - обычном мальчике, который борется со злом и живет в настоящем времени. Вот когда писатели будут создавать произведения, отвечающие этим требованиям, тогда можно будет говорить о ее наличии. Мы сейчас пытаемся достучаться в родительские сердца. Родители в первую очередь ответственны за своих детей. И если они будут читать книги, то и их дети будут приучены к чтению. Нам почему-то трудно стало прочесть ребенку на ночь книжку - “с чувством, с толком, с расстановкой”. Если даже и читаем, то стараемся сделать это как можно быстрее. А ведь прочесть, осознать - это великий труд как для взрослого, так и для ребенка. Конечно, проще посмотреть фильм, но никакой фильм не сможет передать чувства от прочитанного. Они тоньше, глубже, они, в конце концов, подлиннее. На мой взгляд, мы допускаем ошибки и в школе. К примеру, кроме литературы и языка, должна преподаваться словесность - предмет, в котором слово ценится и слову придают значение... Другой аспект: у нас нет пропаганды чтения в обществе. Я не буду говорить о традиционно литературной Франции с ее праздником французского языка, чтения, об Испании, где будет широко отмечаться четырехсотлетие Дон Кихота, я скажу об относительно молодом государстве - США. В Америке есть великолепная передача “Америка читает”, которую ведет Опра Уинфри. Известная телеведущая советует прочитать те или иные книги. Всегда имеет значение, когда люди говорят: я читаю нечто, я советую прочитать нечто. А у нас знаковые фигуры, к примеру бизнесмены, которых мы считаем состоявшимися личностями, в своих интервью говорят: нам читать некогда. Какой резонанс вызывают такие заявления?! Нам нужно сегодня возродить культуру чтения, начиная с детского сада. А что для этого нужно? Прежде всего, хорошая законодательная база. Далее - пристальное внимание государства к проблеме. Сейчас активно обсуждается вопрос об издании пятидесятитомной мировой литературы для детей на казахском языке или Казахстанской детской энциклопедии. У меня есть единственная просьба к комиссии: пожалуйста, уважаемые ученые, писатели, составители, покажите нам, библиотекарям, учителям - людям, непосредственно общающимся с детьми, эти книги в момент их создания. Мы не претендуем на писательский труд, мы хотим высказать свои пожелания. Есть много нюансов, которые можем знать только мы - проводники литературы в детские массы. Несмотря на все пессимистичные прогнозы, я думаю, к книге мы все-таки вернемся. В Казахстане для этого есть одно преимущество, позволяющее надеяться на это: мы менее обеспечены компьютерами, телевизорами и телеканалами, чем другие страны. А вернувшись к книге однажды, мы уже не расстанемся с нею. Я верю в это. Сегодня, к примеру, уже разработана программа “Культурное наследие”, в рамках которой предусмотрено издание книг в 2004-2006 годах. Но кроме того, на мой взгляд, нам нужна государственная программа книгоиздания для детей. Я бы как библиотекарь с многолетним стажем включила в нее издание энциклопедий - информационных справочников для детей - и сделала их красочными, интересными, чтобы каждый ребенок мог найти для себя все самое необходимое и при этом испытать удовольствие от общения с книгой. Библиотека мировой литературы для детей - тоже идея прекрасная. Недавно Министерство культуры, информации и общественного согласия обратилось к нам за рекомендациями по этому поводу. Мы считаем, в эти книги обязательно должен войти казахстанский материал. Дети - это наше будущее. О наполнении этого сосуда мы должны позаботиться сейчас. Ответ второй: Читателя надо воспитывать Бахытжан Канапьянов, поэт, издатель: Поэты, честно говоря, во все времена были не востребованы. Конечно, в нас есть историческая память, когда к мнению акынов прислушивались, считались, но это уже исключение, нежели правило. Тем не менее я горжусь, что имею отношение к поэтической плеяде. У меня несколько парадоксальное мнение: поэт необязательно должен писать стихи, но мыслить образами - это одна из основных ипостасей состояния поэтической души. Мне кажется, я не составляю большого исключения в том, что, будучи поэтом, занимаюсь и издательской деятельностью. Если в советское время это были взаимоисключающие моменты, то сегодня жизнь диктует такие условия существования. С другой стороны, эта работа позволяет координировать и поэтическую деятельность. Когда времени “в обрез”, его больше ценишь: есть ночные часы, мне Богом отпущенные, когда легко пишется... У меня есть своя читательская аудитория - и в городах, и в селах, есть и в других странах СНГ. Значит, мои стихи востребованы, а что может быть важнее для поэта? Конечно, всегда есть творческая неудовлетворенность, притяжение чистого листа, монитора, ожидание первого слова, шага, но это и есть жизнь поэта. А если говорить об известных современных писателях России, то неизбежно возникает вопрос: а что такое известность? Согласитесь, что многие нынешние “культовые” писатели и поэты России созданы искусственно. Как бы там ни было, наиболее известными во все времена остаются Пушкин и Абай. Среда может помочь “выплыть”, но нельзя сделать из глупого человека настоящего поэта даже при самом хорошем менеджменте. Конечно, Россия - богатейшая страна и по материальным ценностям, и по духовным. Там - масса издательств, развит книжный рынок. Но могу сразу сказать, что издать книгу в Казахстане тоже уже не проблема. Недавно мы издали книгу молодого талантливого поэта Павла Пенькова. Всего триста экземпляров. Но что важно поэту? Чтобы его вовремя заметили и издали, чтобы не было маразматических состояний забвения. Сейчас в нашей стране остро стоит другая проблема. Нет триединства, на котором зиждется книжный рынок: писатель - издатель - читатель. После издателя книга должна дойти до своего читателя, но этого не происходит. Поверьте моему издательскому опыту: нет рекламной кампании, нет менеджмента, значит, нет и читателя. Одно из положительных явлений в этой области: наконец, происходит насыщение книгами библиотек. Программа Министерства культуры, информации и общественного согласия дает свои плоды. Мы участвуем в тендерах, выигрываем и печатаем духовно важную литературу, часть тиража которой обязательно поступает в библиотеки. Я думаю, сейчас самое благоприятное время для развития культурного взаимообмена между Россией и Казахстаном. Пастернак называл книгу “куб дымящейся совести”. Этот куб должен быть взаимоприемлемым для наших стран. В этом процессе не могут присутствовать никакие иные чувства, кроме доброжелательных. По сути, поэзия пришла, на мой взгляд, к своему естественному состоянию - салонности. Это самая естественная форма ее существования и распространения: ненавязчиво, интеллигентно, тактично пропагандируется хороший вкус. Я с удовольствием могу говорить: мне нравится поэзия Улугбека Есдаулетова, Эрика Аскарова (недавно трагически погибшего), вполне рафинированного русского поэта с казахскими корнями Бахыта Кенжеева. Я этим никому ничего не навязываю, я просто делюсь своими впечатлениями. Читателя надо воспитывать только таким образом. Я думаю, плохие времена уже прошли...
Ответ третий: Важно, что будет завтра Хаким Булибеков, поэт: Почему люди занимаются искусством? Одно из моих представлений об этом звучит таким образом: человек хочет познать, есть ли Бог. Бога можно познать через религию, на мой взгляд, непознаваемый путь через науку - тоже тупиковый, потому что наука может только делать оружие и защиту от нее. Познание должно быть свободным, творческим, а значит, Бога можно познать только через искусство. Это единственно приемлемый способ. Вот когда люди поймут это, и у них появится интерес к Богу, тогда у них появится интерес к искусству. В одном из своих стихотворений я так и писал: “Но время врубится, как лед, в наше бездушное удушье, сердца спасет... И вспомнят люди о стихах тогда, на смысл жизни не найдя ответа, изголодавшись счастья навсегда, как хлеб, к себе востребуют поэта”. Я в это верю! Искать Бога в искусстве - это сложный путь, поэтому этим занимаются в более сытых обществах, застойных. А сейчас нам еще некогда. У нас время еще не пришло. Я ведь был бизнесменом, я знаю, что это такое: я только и думал о том, как людям дать зарплату. Нам сегодня надо сделать так, чтобы экономика работала нормально, чтобы у людей появился интерес ко всему прочему, не относящемуся к ней. Меня - поэта - спасет еще и то, что я пишу не для сегодняшнего дня. Мне важно, чтобы и через сто, двести лет человечество жило, Казахстан был богат, а люди сохранили и развили свой интерес к литературе. Пусть тогда меня читают... К тому же если взглянуть более широко на происходящее, то, оказывается, мы не так уж далеки от мировых процессов. Все народы, выскочившие на экспоненту развития, вошли в цивилизацию. А значит, все глобальные процессы касаются каждого из нас. Выбираю книгу Не помню кто, но явно не глупый человек, сказал, что книга - это разрешенный наркотик. Если принять эту точку зрения, то можно сказать, что я стала наркоманкой с младенческого возраста. Сначала мне читали старшие сестры, в шесть я открыла, что буквы складываются в слоги, и если постараться, то из слогов получатся слова - самые простые - как “мама” и “папа” и затейливые - как “Чипполино”. С этой минуты началось мое сознательное приобщение к великому сообществу книгочеев. В огонь моего страстного желания познать мир через книги шло все: от сказок и мифов до исторических романов, от Гомера и Шекспира - до Чехова и Фолкнера. Любой из моих собратьев, думаю, подтвердит, что чтение - это не хобби, это болезнь. Если я долго не открываю книгу, причем хорошую книгу, то испытываю настоящую ломку. Мир кажется пустым, день - тусклым. Сейчас психологи, социологи и чего-там-еще-ологи бьют тревогу, что на смену хомо сапиенс идет хомо компьтерис. Мол, наши дети живут в Сети и очень скоро не смогут отличить мир реальный от виртуального. Одним словом, близится эпоха Матрицы. По-моему, это напрасные страхи. Хомо тот же - сапиенс, просто изменилась сама реальность. Мы жили в мире, придуманном писателями, наши дети - в придуманном программистами. Компьютер, как и любая машина, не может быть олицетворением добра или зла. Те или иные качества привносит сам человек. Да, в Сети собраны все сокровища, накопленные человечеством, и, к сожалению, все его, прошу прощения, дерьмо. Как бы ни ругали “совок”, а я благодарна судьбе, что выросла в Союзе. Может быть, нашу свободу в выборе литературы и ограничивали, но после того как стали печатать все подряд, я убедилась, что за немногим исключением - “Доктор Живаго” и писатели-эмигранты (не все из них, кстати, и талантливые) - мировые шедевры в СССР издавались и были доступны всем. И это была настоящая литература, несущая “разумное, доброе, вечное”. Теперь у нас рынок. Тиражи зависят не от художественных достоинств, а от спроса. Есть спрос на Маринину - и вот уже все полки в книжных магазинах уставлены похождениями г-жи Каменской со товарищи. Гарри Поттер бьет все рекорды раскупаемости. Идет то, что хорошо раскручено. Например, Сорокин и Пелевин. Не спорю, может быть, они гениальные писатели, но хочется почитать и что-нибудь другое - Кундеру, например, или Улицкую. А также старых знакомых - Джойса или Апдайка. Но они не “идут”. Их произведения вы не увидите на книжных развалах. Единственное место, где можно купить любую книгу, - это центральные книжные магазины Астаны и Алматы, правда, по ценам, доступным немногим. Несколько дешевле - в Москве. И вообще, моду на литературу нам по-прежнему диктует Россия и... казахстанские фирмы-посредники. Из книжного многообразия, выпускаемого в Первопрестольной, они выбирают исключительно те книги, которые хорошо продаются, то есть масс-кулатуру. Широкий читатель не знает книги отечественных писателей. Издаются казахские классики, а где молодые писатели? Не может быть, чтобы земля Казахстана оскудела талантами. У нас целая плеяда новых, очень талантливых поэтов, но их книги днем с огнем не сыщешь. Вот мы и питаемся российским продуктом по завышенным ценам. Впрочем, все повторяется. О конфликте поэта и книгопродавца сказал еще великий Пушкин. Свято место пусто не бывает. Компьютер и дешевое чтиво заменили хорошую литературу. И все же я не верю, что поколение книголюбов вымрет, как динозавры.
Светлана Грибанова, обозреватель “НП”
Ведущая полосы Ирина Гайкалова
|