11 июля 2003
№ 27 (267)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо  Поиск по сайту
    Исследования 

Воздушные бои без правил

Ольга Малахова

Вчера в кассах аэровокзала Алматы продавали билеты на самолеты авиакомпании “Трансаэро” на август. Хотя по официальным сообщениям, они в Казахстан летают только до конца июля. На наши вопросы о том, не рискованно ли брать билеты на август, кассир удивленно ответила: да кто же такую компанию закроет?

Нервничают ли по поводу взаимных претензий и дискриминационных мер две авиакомпании, пошедшие на таран, сказать трудно. Все это больше похоже на спровоцированный специально конфликт, который удалось даже поднять на уровень межгосударственных разборок со всеми обычными атрибутами - нотами МИД, обращениями в Генеральную прокуратуру, поездками делегаций и большим шумом в СМИ.

Но что нервничают туристы и другие пассажиры - однозначно. Брать путевку в Испанию, например, и лететь туда через Москву рискованно. Несмотря на заверения авиационных властей о том, что в случае ухода с рынка одной компании ее заменит другая, омрачать отдых или деловую поездку сомнениями никому не хочется. Словом, время для выяснения отношений выбрано более чем неудачно.
Запрет на полеты “Боингов-767” авиакомпании “Трансаэро” связывают с внутренними разборками двух конкурирующих авиакомпаний. Паритет должен быть не только в количестве рейсов, но и в типах самолетов, количестве мест. “Боинги” “Эйр Астаны” могут взять на борт только 156 пассажиров, “Трансаэро” - 220 пассажиров.
Говорят и о более глубинных причинах. Россияне переложили долги казахстанской компании “Казахстан ауе жолы” на нового национального авиаперевозчика “Эйр Астану”. Долг обанкротившегося перевозчика “Росаэронавигации” составил больше трех с половиной миллионов долларов. И будто бы после того, как россияне предъявили жесткие требования по погашению долгов, казахстанские авиационные власти в виде “ответа Керзону” придрались к типам самолетов.
Однако почему-то год назад, когда долги “Трансаэро” казахстанским аэронавигаторам доходили почти до миллиона долларов, таких разбирательств на высшем уровне не было. По словам Сергея Кульназарова, генерального директора “Казаэронавигации”, сейчас российская авиакомпания не имеет больших задолженностей, и решалось все это мирным путем, переговорами двух хозяйствующих субъектов.
О взаиморасчетах между государствами речи не могло быть. Авиакомпании имеют разную форму собственности, и только рыночными рычагами надо решать все вопросы. Не платят - не летают. Таким образом казахстанским аэронавигаторам удается получать оплату от авиакомпаний за обслуживание. По такому же принципу могли действовать и россияне, не доводя ситуацию до критической.
А она пока остается именно такой, хотя в пресс-службе “Эйр Астаны” заявляют, что конфликт улажен и переговоры продолжаются. Однако “Трансаэро” уже понесла убытки, особенно пострадала перевозка грузов и подготовка нового рейса Москва-Астана-Стамбул.
Российская компания через СМИ заявляет, что если не получит адекватной реакции казахстанского правительства, то через две недели сама свернет свое присутствие на рынке Казахстана или ответит еще какими-то жестким мерами. И в это время продолжает продавать билеты на летние рейсы. А крайним остается пассажир.

Вернуться назадОбсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп