Нужен “третий” Андрей Губенко Идея демократии, как и идея любого коллективного мероприятия (от голосования до выпивки), немыслима без наличия так называемого “третьего”. Когда-то все население нашей страны так или иначе было связано с пуповиной государства. Затем рыночные реформы породили новый для нас тип людей - кормящихся не за государственный счет, а обустраивающих свою жизнь на собственный страх и риск. Но оказалось, что для построения демократичного гражданского общества одних лишь этих двух компонентов - государства и частного бизнеса - недостаточно. Нужен третий То есть “третий сектор”. Un-government organizations - так в современном англоговорящем мире называют организации, которые не входят в систему государственных институтов и в то же время не ставят своей целью коммерцию. Их функцию трудно переоценить: они выполняют разнообразнейшие социальные заказы общества - от поддержки инвалидов и решения экологических проблем до охотничьих клубов и ассоциаций с политическими амбициями. Именно успешное существование великого множества подобных объединений наряду с другими факторами и позволяет государствам Запада называть себя социальными - титул, который они носят с не меньшей гордостью, чем звание демократичных. Стихия и порядок Туда, как известно, и нам дорога, а потому аналогичные институты необходимы и Казахстану. Впрочем, вопрос, собственно, не в этом, ибо возникают они, в том числе и в нашей стране, стихийно. Первые НПО (неправительственные организации, как слепо калькировали на русский язык английский термин, хотя некоторые авторитетные юристы настаивают, что по смыслу вернее было бы называть их негосударственными организациями) появились в Казахстане еще в эпоху перестройки, в конце 80-х годов. Уже к 1994 году в республике насчитывалось более 400 НПО, среди них небезызвестные историко-просветительские общества “Мемориал”, “Желтоксан” и Ассоциация жертв политических репрессий, правозащитные организации “Алматинский Хельсинкский комитет” и Казахстанское международное бюро по правам человека, экологическое движение “Невада - Семипалатинск” etc. Вопрос в том, каким образом отношения с НПО должно выстраивать государство. И ясности в этом вопросе до самого последнего времени не было.
Независимый, негосударственный статус этих организаций оказался для отечественных чиновников настоящим подвохом. “Государство само по себе, НПО - сами по себе, на то они и неправительственные”, - так, вероятно, рассуждали государственные люди, и, как недавно “выяснилось”, глубоко ошибались. Первоначальное ироничное отношение к НПО как к некой “самодеятельности” сменилось со временем осознанием огромного потенциала, скрытого в этой самой самодеятельности (но уже без кавычек и иронии) и самоорганизации населения. Потенциала в том числе и политического: так, влияние разнообразных негосударственных ассоциаций на политическую жизнь, например, в США общепризнанно и не требует комментариев, а выборы тамошнего президента отчасти потому и являются непрямыми, что в противном случае при традиционной англосаксонской клубности и корпоративности превратились бы в состязание между un-government organizations в богатстве и политическом влиянии. (Неплохое представление об этой особенности англо-американской политической культуры дает последний фильм Мартина Скорсезе о выборах в Америке на этапе ее становления, разумеется; сейчас, понятно, все много круче.) Социальный заказ: если не ты, то тебя Впрочем, в Казахстане ситуация как раз обратная: роль НПО занижена, и потенциал их почти не используется. И во многом оттого, что до сих пор не определен формат диалога между государством и НПО. “Круглые столы” и тренинги с участием общественных лидеров и представителей заинтересованных министерств и ведомств - дело, конечно, важное. Но, наверное, излишне говорить, что главное в этом “диалоге” - его финансовая составляющая. Сейчас в Казахстане, по данным Министерства культуры, информации и общественного согласия, насчитывается около 3 тысяч НПО, в которых постоянно трудятся 35 тысяч человек, еще 50 тысяч работают на временной основе экспертами и консультантами и 100 тысяч - добровольцы. И за все время эта “армия” не получила из казны ни копейки. На какие же деньги они жили? Членские взносы, частные пожертвования, но в основном, конечно же, это были гранты разных международных фондов. А кто платит, тот, как известно, и музыку заказывает. Во всяком случае, рассчитывать на то, чтобы НПО выполняли социальные заказы именно казахстанского государства, этому последнему не приходилось. Более того, правительство и вовсе понятия не имело, чем в действительности занимались многочисленные казахстанские НПО. А часть из них попросту использовалась (и используется) как “крыша” для прокручивания денег - благодаря имеющимся у них налоговым льготам и “дырам” в законодательстве. Аттестат зрелости В нынешнем, 2003 году, в республиканском бюджете впервые заложены расходы на НПО. Если точнее, 17 марта правительством утверждена Программа государственной поддержки НПО, и для ее практической реализации из казны запланировано выделить деньги. Сумма, конечно, небольшая - всего 42 миллиона тенге. Но в качестве прецедента - все-таки знаковая. Наконец после долгих лет споров о целесообразности этого шага разработаны проекты законов “О неправительственных организациях в РК” и “О государственном социальном заказе”. Естественно, не на пустом месте: с 1996 года существует Закон “Об общественных объединениях”, в 2001 году издан Закон “О некоммерческих организациях”, а спустя год принята Концепция государственной поддержки неправительственных организаций РК. И все-таки всего этого было явно недостаточно. Характерная деталь: в нынешнем законопроекте впервые дается само определение понятию “неправительственная организация”! Указаны и формы государственной поддержки НПО. До сих пор же в этих вопросах царила импровизация. И хотя законы пока не приняты, а первые деньги невелики, уже то неплохо, что намечен если не формат диалога между государством и гражданами, то хотя бы его контуры. Признана его если не необходимость, то хотя бы небесполезность. Общество наше, таким образом, уже созрело до понимания того самого потенциала НПО, о котором шла речь. Однако известно, что истинным аттестатом зрелости является не документ, а первая получка.
|