Смертный приговор тайге, а также маралам, косулям и дикой орхидее
Ольга Малахова Еще одним диким девственным уголком в Казахстане станет меньше. С одной стороны, строительство дороги на российский Алтай возле города Риддер Восточного Казахстана откроет жителям этих мест новые возможности для предпринимательства, сократив автомобильный маршрут в Россию вдвое. С другой - она пройдет прямо по уникальному Западно-Алтайскому заповеднику, поставив на грань гибели редкие виды животных. Под угрозой исчезновения - маралы и косули, красивейшие орхидейные и реликтовые растения, в том числе так называемые ледниковые реликты Не помогает даже вмешательство Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды. Дорожники продолжают работать и скоро врежутся своей техникой в тихие, почти нетронутые лесные массивы. И это несмотря на то, что министерство летом прошлого года отдало специальное распоряжение начальнику управления госконтроля области, в котором сообщалось, что проект не согласован и министерство категорически против строительства дороги на особо охраняемой территории. Областные экологи тогда посчитали, что такой официальный протест обяжет срочно пересмотреть проект автомагистрали и дорога минует заповедные места, которые, кстати, и без того подвергаются риску. Рядом город Риддер, бывший Лениногорск, один из центров горно-металлургической промышленности, где высокая степень загрязнения тяжелыми металлами.
Но ничего подобного не случилось. Единственный аргумент “за” перевесил все остальные: обходная дорога будет в два раза длиннее, а значит, дороже, да и средства в бюджете уже выделены. Между тем всем хорошо известно, что главный интерес - коммерческий, магистраль нужна в основном для большегрузных машин, которые повезут из Китая товары в Казахстан и Россию. Строительство продолжается, а руководители Усть-Каменогорского дорожного управления уверяют экологов, что никакого ущерба природа не понесет. Страна наша, как известно, лесами небогата. Они занимают всего четыре процента территории, и то местами это один карагач. Но в Восточном Казахстане удивительные уголки природы, о которых идет речь, включены в список Всемирного наследия, здесь буквально концентрат уникальной флоры и фауны. Она составляет 60 процентов всего растительного и животного мира республики! Именно поэтому в 1992 году здесь был организован Западно-Алтайский природный заповедник. Сейчас ученые и сотрудники заповедника, площадь которого более 56 тысяч гектаров, встревожены тем, что ему угрожает реальная опасность. Проблем в охране природы и без того хватает. Маралы и косули, например, не живут круглый год в заповеднике, а перемещаются, особенно осенью и весной. Они кочуют на территорию России, где в последнее время увеличена квота на их отстрел. Именно там гибнет основная масса копытных. С появлением дороги их будет гибнуть еще больше, особенно в ночное время. - По проекту двадцать два километра новой международной трассы Риддер - Горно-Алтайск пройдут по заповеднику, разрезая его на две части, - сказала “НП” Татьяна Бутвилене, руководитель культурно-экологического объединения “Бумеранг”. - При этом нарушается статья 21 Закона “Об особо охраняемых природных территориях”: под дорожное полотно будет использована полоса шириной 42 метра, в общем объеме это составит восемь квадратных километров. Несмотря на то, что по договору землепользования ширина трассы установлена в сорок два метра, при строительстве дороги третьей категории требуется 30 метров плюс по 50 метров придорожная полоса, то есть ширина получается 130 метров. Экологи считают это незаконным изъятием земли у заповедника. Особо охраняемые территории должна окаймлять буферная зона, где действуют законы охраны. Но уже сейчас, говорит Татьяна Бутвилене, между сотрудниками заповедника и таможенниками возникают разногласия. Выбранное для строительства таможенного поста “Кордон” место расположено почему-то в семи километрах от государственной границы республики, а не на ней, как должно быть. Словом, оно получилось непосредственно в центре заповедника. Автопереход построен на месте традиционной сезонной миграции животных, рядом с местом их постоянного пребывания летом. Ученый с мировым именем, работник Алтайского ботанического сада Юрий Котухов в электронной газете “Экоправда” перечисляет растения, которым строительство дороги выносит смертный приговор, так как будет уничтожаться растительный и почвенный слой, а выхлопные газы и пыль (дорога гравийно-щебеночная, без твердого покрытия) отравят воздушную атмосферу. Как раз вдоль дороги окажутся редкие растения из семейства орхидейных, и такие, которые есть только в этом заповеднике - вудзия разнолистная, новый вид лука Иващенко, пырей Нурании и другие. Не обойтись без взрывных работ на скальнике, где растут реликтовые растения. Есть виды, которые расположены на мизерных площадях. Есть разбросанные по территории, и любые покушения человека на целостность природы закончатся плачевно. Дорога - это не просто полотно. Это около ста инженерных сооружений, семь мостов, десятки водопропускных труб, которые надо строить, что тоже нарушит естественный рельеф. “Болячек” у заповедника и без того много. Здесь вырубались кедры, незаконно заготавливались орехи, были пожары. Многие из 128 видов редких растений, имеющих лекарственную и пищевую ценность, истреблялись для наживы в промышленных масштабах. Плохо со связью, транспортом. По словам сотрудника НПО “Барс” Н. Денисовой, два года назад на кордоне “Палевая Разливанка” у инспектора охраны родился сын, и роды вынужден был принимать сам отец. Инспектора зимой попадали на территорию заповедника пешком, на лыжах, неся в рюкзаках продукты. Понятно, что для нормальной работы заповедника нужно дополнительное финансирование. Но вместо этого его подвергают еще большему риску, что может окончательно разрушить заповедник. На днях “Бумеранг” организует общественные слушания, затем обратится к парламентариям и правительству с предложением еще раз рассмотреть этот вопрос.
|