Крадущийся тигр... Жанна Альжанова-Сагади Впервые в Казахстане и только в Алматы побывал легендарный виолончелист Йо-Йо Ма с ансамблем “Silk Road”. Визит всемирно известного музыканта в южную столицу связан с реализацией проекта “Шелковый путь”, направленного на изучение взаимного влияния культур между Западом и странами, через которые проходили когда-то величественные торговые караваны Йо-Йо Ма является арт-директором проекта. Финансовый и творческий партнер - траст по культуре Его высочества Ага Хана, духовного лидера мусульман - исмаилитов: “На протяжении многих лет я чувствовал, что традиционная музыка, сыгравшая столь значительную роль в культуре стран Центральной Азии, заслуживает внимания и поддержки. После того как страны региона обрели независимость и положили начало процессу самоопределения, необходимость такой поддержки стала еще более очевидной. Когда меня познакомили с Йо-Йо Ма, я понял, что передо мной именно тот человек, деятельность которого заслуживает поддержки со стороны траста, и может положить начало нашей собственной творческой инициативе в регионе...” Йо-Йо Ма и ансамбль “Silk Road” уже выступили в Северной Америке, Европе, в Бишкеке, после завершения концертов и мастер-классов в Алматы музыканты отправятся в Душанбе. Программа выступлений самая разнообразная. Коллектив музыкантов, чьи профессиональные достижения охватывают классическую, народную и популярную музыку, исполнят специально отобранные произведения композиторов тех стран, через которые пролегал Шелковый путь, творения западных сочинителей музыки, вдохновлявшихся Востоком. В первый же день приезда Йо-Йо Ма посетил Казахскую национальную консерваторию имени Курмангазы, где принял участие в ворк-шопе со студентами и педагогами учебного заведения. В Центральном концертном зале Алматы состоялся его единственный концерт, в качестве почетного гостя на котором присутствовал глава государства Нурсултан Назарбаев с супругой Сарой Алпысовной. | Досье “НП”: Йо-Йо Ма - американский виолончелист китайского происхождения. Обладатель 14 премий “Грэмми”. Родился во Франции в 1955 году, куда его родители переехали из Китая. Когда мальчику исполнилось четыре года, отец начал обучать его игре на виолончели. Вскоре семья переехала в Нью-Йорк, и Йо-Йо Ма поступил на учебу в школу Джулиард. Получив классическое музыкальное образование, продолжил обучение на факультете изящных искусств Гарвардского университета. Г-н Ма является эксклюзивным исполнителем фирмы “Сони Классикал”, его дискография насчитывает на сегодня 50 альбомов. Его соло на виолончели звучит в фильмах: “7 лет на Тибете” и “Крадущийся тигр, притаившийся дракон”, удостоенного нескольких “Оскаров”, в том числе и за лучшую музыку. |
Говорящие барабаны... - Как для исполнителя для меня важно запечатлеть определенный момент истории, чтобы он остался в вашей памяти и в памяти тех, кто вас окружает. Цель проекта “Шелковый путь” и есть собрание всех этих запечатленных моментов памяти в единое целое и создание какого-то общего наследия, которое будет передаваться из поколения в поколение. Я в свои 47 лет могу считать себя представителем достаточно уникальной традиции. Я счастлив сегодня потому, что рядом со мной находятся такие же носители традиций, артисты ансамбля “Шелковый путь”. - Расскажите о солистах ансамбля. Насколько я знаю, все они представляют какую-то отдельную страну, этнос? - В настоящее время в коллективе около 40 человек. Отдельно я могу остановиться на каждом музыканте. Но для этого потребуется масса времени. Скажем, Кейхан Калхор играет на кеманче (разновидность скрипки), который очень похож на казахский национальный инструмент кобыз. Кейхан представляет все самое лучшее, что может быть в персидской музыкальной традиции, хотя приехал он из Тегерана. Кейхан является для меня примером идеального музыканта, он знает свои традиции очень глубоко, великолепно импровизирует без подготовки и при этом еще и замечательный композитор. Сандип Дас - музыкант из Нью-Дели. Нас познакомил Кейхан. Сандип играет на табле - говорящих барабанах. До знакомства с Сандипом я не знал, что табла умеет не только говорить, но и плакать, смеяться. Он написал прекрасную композицию для ансамбля “Таранг” (“Волны”), и я не знаю даже как охарактеризовать ее. Это не музыка, не разговор, это нечто, становящееся все более захватывающим после каждого исполнения. Ву Мань играет на пипе. Это щипковая деревянная лютня с коротким грифом. Она не только владеет китайской народной музыкой, но и умеет доносить ее для многих и многих народов мира. Именно благодаря Ву Мань пипу знают на всей планете. - Получается, ансамбль не является постоянным коллективом? Скорее это собрание единомышленников? - Да, состав его непостоянный. Многие солисты ансамбля, например, впервые встретились три года назад на семинаре, который мы организовали в музыкальном центре Тэнглвуда в Леноксе (Массачусетс). В народе говорят: между каждыми двумя людьми в мире есть шесть уровней отдаленности. Если вы знаете одного человека, который, в свою очередь, знаком со множеством других людей, то вы всегда можете нарисовать две-три ступени отдаленности друг от друга. Музыканты ансамбля “Шелковый путь” живут в Монголии, Китае, Нью-Йорке, Иране, Индии, по всему миру... Поэтому нам нелегко бывает собраться вместе на длительные периоды времени. Как только нам это удается, мы делаем всегда традиционную и всегда уникальную музыку. |
Мастер-класс - На фестивале “Шелковый путь”, проходившем в минувшем году в Вашингтоне, вы познакомились с казахстанской рок-группой “Роксонаки”. Продолжалось ли ваше общение в течение года? - Конечно. Прошлым летом мы встретились с замечательными носителями традиций из Казахстана - рок-группой “Роксонаки”. Мы их обожаем, они просто потрясающие музыканты. В первый день нашего приезда в Алматы они играли с нами на мастер-классе в национальной консерватории. Я познакомился с очаровательными Жанией Аубакировой, ректором консерватории, и Айман Мусаходжаевой, президентом Национальной академии музыки. Даже сыграли что-то вместе! И студенты консерватории, как классические, так и народники смогли принять участие в мастер-классе. Для нас это были пять часов наслаждения игрой. Представьте себе мир, в котором люди, представляющие абсолютно разные традиции, могут существовать и творить сообща. Это именно тот факт, который отличает и превозносит ту работу, которую мы делаем, осуществляя проект “Шелковый путь”. В Казахстане мы поддерживаем две школы. Одна из них находится в Кызылорде, другая в Алматы. Обе они работают для сохранения традиций, но в совершенно разных направлениях. Одна из них обучает студентов, носителей традиций, другая занимается подготовкой аудитории. У вас есть великолепные музыканты, с которыми нам очень хотелось бы сотрудничать. - Слышала, что в вашей коллекции есть казахский национальный инструмент? - Да, прошлым летом я получил в подарок кобыз. Пытаюсь играть на нем дома. Этот чувственный звук, издаваемый кобызом, будто переносит тебя в иной мир. Кобыз - это инструмент, который передает человеческий голос. То же самое можно сказать и о домбре. За последние годы мы прослушали очень много казахских исполнителей, и не только на видео. Прошлым летом в Вашингтоне мы смогли увидеть их вживую и поближе познакомиться. - Как долго существует проект, и как давно вы стали интересоваться Центральноазиатским регионом? - Проект был создан в июне 1998 года. С самого начала существования мы были очень заинтересованы в регионе Центральной Азии. Ведь здесь проживает более половины населения земного шара. Потихоньку собирали информацию. Но все это заняло пять лет, пока мы не приехали сюда, в Казахстан.
|