28 февраля 2003
№ 08 (248)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мир
     Мнения
     Спорт
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо  Поиск по сайту
    События 

Бедных братьев не берем

Сергей Обломов

О чем бы ни шла речь, речь идет о деньгах. Именно поэтому новое объединение Казахстана, России, Белоруссии и Украины под рабочим названием - Единое экономическое пространство - ограничивается пока четырьмя странами. Об этом вслух не говорят, но всем ясно, что “бедные” эсэнговские республики пускать в новый клуб никто не собирается

Кроме прочих меркантильных соображений, новый союз под названием Единое экономическое пространство (точного названия еще не придумали: его именуют и Новым таможенным союзом, и Реальной интеграцией, и Зоной свободной торговли) призван составить конкуренцию пресловутой ВТО. Что, скорее всего, ничуть не уменьшает желания каждой из стран-союзниц в ВТО все-таки попасть.
Хотя точного имени еще нет, но страны-участницы с жаром принялись за разработку документов, определяющих механизм защиты внутренних рынков государств сообщества, без применения специальных защитных антидемпинговых и компенсационных мер при взаимном товарообороте. Причем главы всех четырех государств приняли заявление, в котором подчеркнули неудовлетворенность темпами и глубиной экономической интеграции на постсоветском пространстве.
Относительно единого экономического пространства президенты государств заявили, что это путь, по которому нужно было пойти еще при разделении СССР. И новое объединение будет мало связано с политикой. Его стержень - логика экономической целесообразности.
Столь же безапелляционно объясняется и “естественный отбор” четырех стран-участниц: “Они представляют ядро СНГ, производя свыше 90 процентов валового продукта и объединяя подавляющее большинство населения Содружества”, - отмечено в сообщении, распространенном администрацией президента Казахстана.
Первый этап реальной интеграции предусматривает решение двух ключевых задач: формирование единого таможенного пространства и унификацию правил торговли между четырьмя государствами. Дополнительно регулировать эти процессы будет межгосударственный орган - Комиссия по торговле и тарифам. Это образование, разумеется, ни в коей мере не снимает обязательств, принятых в рамках ЕврАзЭС, СНГ, ЦАС.
Пока трудно говорить, кто в ближайшее время может присоединиться к Единому экономическому пространству стран СНГ, потому что от новичка потребуют соответствия законодательных и экономических стандартов.
Спикер мажилиса Жармахан Туякбай уверен, что реализация новшества будет особенно выгодна Казахстану, который сильнее других страдает от тарифной дискриминации, провозя товары транзитом через территорию России. Он полагает, что в Едином экономическом пространстве цены на казахстанские товары будут значительно ниже, а соответственно, расширятся рынки для отечественных производителей и увеличится экспорт казахстанской продукции.
Прогнозы для остальных государств спикер мажилиса рисует не очень радужными: “В это соглашение должны входить страны, которые в экономическом развитии находятся примерно на одинаковом уровне (с нынешними странами-участницами. - Авт.)”.
Заместитель главы администрации украинского президента, руководитель главного управления по вопросам внешней политики Анатолий Орел не согласен с нашим спикером. В смысле, он считает, что реализация этой идеи самые большие дивиденды принесет именно Украине и украинские товары будут чувствовать себя крайне комфортно на рынках России, Белоруссии и Казахстана. Господин Орел подчеркнул, что новое объединение ни в коем случае не подразумевает создание еще одного образования в составе СНГ.
Впрочем, некоторые разночтения, видимо, следствие того, что официально статус Единого экономического пространства еще до конца не определен. Но уже к сентябрю этого года договор о проведении согласованной экономической политики, гармонизации законодательств четырех государств и создание единой Комиссии по торговле и тарифам должен быть готов. При удачном воплощении идеи на просторах СНГ должна появиться новая Организация региональной интеграции.
Опять же пока неизвестно, что за валюта будет единым платежным документом в странах-участницах. С одной стороны, предлагается компромиссная евразо, рождение которой прочат в 2011 году. Российская же сторона предлагает использовать российский рубль, о былой СССРовской мощи которого еще помнит население СНГ.
Насколько корректным будет подобный пас в сторону России - пока не обсуждается. Но российскому рублю в ближайшем будущем предстоит довольно серьезное испытание. С 1 июля 2003 года в Белоруссии появится безналичный российский рубль как безоговорочное средство платежа. А с начала следующего года российская валюта будет идти единым курсом с белорусским рублем, и к 1 января 2005 года деньги Республики Беларусь должны исчезнуть. Поэтому, к счастью, первая проверка российского рубля на крепость будет без казахстанских ставок.

В союз нерушимый

Талгат Калиев

Mечта последнего генсека советской империи об обновленном Союзе обретает шансы на жизнь. Правда, из пятнадцати братских республик жаждой объединения загорелись пока всего четыре

Казахстан с пятнадцатимиллионным населением и огромным природным и географическим потенциалом без интеграции с внешним миром не сможет освоить свои плюсы.
Вступление в любые международные структуры на данном этапе может быть реализовано лишь на правах пасынка, а в мощном альянсе с соседними братьями по вчерашнему СССР - возможно на партнерских условиях и с максимальной для страны выгодой. Тем более, что урегулирование всех тормозящих экономическое сотрудничество вопросов откроет для нас новые рынки и может вызвать ренессанс казахстанской промышленности.
Более того, одним из ключевых вопросов станет выбор административного центра ЕврАзЭС, обязанного соответствовать двум ключевым параметрам. Столица нового союза должна будет размещаться в крупном финансовом центре, мегаполисе, при этом не являющемся столицей. Второй пункт важен во избежание вмешательства властей страны в общие решения ЕврАзЭС. В этой части выбор пока падает на два города - Санкт-Петербург и Алматы.
Причем у Алматы есть немало шансов, поскольку все вышедшие из СССР страны еще не забыли диктат России, опасения которого могут сослужить Санкт-Петербургу дурную службу при голосовании.
Плюсом Алматы является и его географическое месторасположение, поскольку одновременно с этим город является своего рода выходом на азиатские рынки, что способно открыть для стран ЕврАзЭС новые горизонты сотрудничества со странами Востока.
Словом, идея рождена. Вопрос лишь в ее реализации. Как знать, может быть, действительно вернемся к обновленному союзу со столицей в городе Алматы?

Астана - Москва - Астана
Вернуться назадОбсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп