28 февраля 2003
№ 08 (248)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мир
     Мнения
     Спорт
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо  Поиск по сайту
    Мнения 

Солдатушки, бравы ребятушки,
где же ваша слава?..

Весна знаменательна многими событиями, в том числе обилием праздников и разного рода мероприятий. Одно из них, традиционное и важное как для отдельного гражданина, так и для государства в целом, - весенняя призывная кампания - начнется, как известно, в скором времени. В ее преддверии (так уж получилось - вольно или невольно) в мажилисе парламента состоялось обсуждение поправок в Закон “О статусе и социальной защите военнослужащих и членов их семей”. Поправки касаются шестнадцати статей, а реализация проекта в целом требует не менее 344 миллионов тенге. Кроме того, по словам заместителя министра обороны Госмана Амрина, правительством запланирована разработка принципиально нового проекта упоминаемого закона.
Каковы новые правила приема на воинскую службу, что или кто в действительности укрепит и возвысит статус и престиж казахстанской армии - об этом размышляют гости нашей полосы...

Мухтар Алтынбаев,
министр обороны Республики Казахстан:

Служить престижно

- Какие изменения будут внедрены при проведении весеннего призыва?
- Особых изменений не будет, чуть сократим численность призывников, потому что постепенно растет количество контрактников. Так что число призывников сократится примерно на десять-пятнадцать процентов.
Будет ужесточен вопрос отбора по тем или иным параметрам, ответственность военкоматов, требования к физическому состоянию призывников и так далее.
- Что касается физического состояния призывников, нельзя не вспомнить случаи призыва в армию больных туберкулезом...
- На этот вопрос я уже отвечал в парламенте. Бывает, что, попадая в армию, молодой человек оказывается в условиях жесткого режима и повышенных физических нагрузок, всплывают его скрытые заболевания. Ведь на гражданке многие из них не испытывали подобных нагрузок и даже не работали. Поэтому здесь нельзя винить призывные комиссии или же еще кого-то. Просто болезнь проявилась лишь в этот момент. По-видимому, определенный процент подобных призывников будет у нас всегда.
- Какова ситуация с начальной военной подготовкой и патриотическим воспитанием призывников?
- Года полтора-два назад начальной военной подготовки действительно не было, а сейчас эта система уже работает. Конечно, не везде так, как хотелось бы. Люди, отвечающие за организационно-мобилизационную работу, сейчас занимаются анализом ситуации на местах, качества проведения начальной военной подготовки, уровня самих военруков. Так что работа идет.
- Как вы оцениваете интеллектуальный уровень нашей армии? В частности, контингента солдат-срочников.
- Ну, я так конкретно не занимался этим вопросом, но если бы здесь была проблема, то мне наверняка доложили бы. Служат ребята и с высшим образованием, и со средним. Многие работают на компьютерах, знакомы с техникой. Отбор у нас идет, и мы выбираем всего процентов тридцать от общих ресурсов.
- Будет ли у нас профессиональная армия, то есть контрактная?
- У нас уже сегодня она профессиональная. Мы будем и дальше увеличивать число контрактников, но стопроцентно контрактной армии не будет. Должен быть мобилизационный ресурс, мы его должны восполнять. Поэтому процентов двадцать пять мы должны будем оставить срочников.
- Престижно ли сегодня служить в армии?
- Конечно, престижно. Все-таки боевая подготовка проводится, нормальное питание, нормальное в основном обеспечение. Режим, дисциплина, физическое развитие молодого человека. Все это сегодня поставлено у нас на достаточно высокий уровень. Так что служить сегодня престижно.

Блиц-интервью провел
Талгат Калиев

Сергей Пашевич,
президент Союза ветеранов “Боевое братство”, полковник:

Куда уходят офицеры?

Казахстан подписал международное соглашение “О взаимном признании льгот и гарантий для участников, инвалидов войны и лиц, приравненных к ним”, такое же соглашение было подписано и относительно военнослужащих запаса. Но на самом деле эти соглашения были нарушены в одностороннем порядке. Чиновники в тот момент руководствовались взятыми буквально с потолка сведениями: якобы за границей никаких льгот для военнослужащих нет. Отстаивать же права и социальные гарантии военнослужащих никто не стал.
В 1993 году был принят Закон с изменениями и дополнениями на 1 сентября 2000 года “О статусе и социальной защите военнослужащих и членов их семей”, и я не думаю, что он претерпел особые изменения. Почему? Дело в том, что во всех этих законах не ставится во главу угла человек, о его нуждах и потребностях речь не ведется. Нередко чиновники руководствуются такой нелепой мыслью: надел погоны - не требуй больше ничего, не надейся на льготы и тому подобное.
В этой связи мне бы хотелось сказать следующее. Человек, посвятивший себя служению армии либо другому силовому объединению, на самом деле сильно ограничивает себя в правах. Он не имеет права вступать в какую-либо политическую партию, не имеет права участвовать в забастовках, не выходить на службу и многое другое. По моему мнению, за это все человек должен получать какую-то компенсацию. Но пока ее государство не предоставляет.
Чего сейчас лишены военнослужащие? Многих льгот и гарантий, которые они имели в советское время. Утверждение, что наши офицеры получают больше, чем офицеры СНГ, немного ошибочное. В государственный реестр праздников не вписано 23 февраля. А ведь для нас это не чужеродный праздник, так же, как не чуждо нам понятие “воин-интернационалист”.
Я часто бываю в воинских частях, общаюсь с офицерами и вижу неутешительную картину. Раньше были заместители командиров рот по политической части, затем из них сделали заместителей командиров по социальной и правовой работе, но потом в каких-то ротах их оставили, в каких-то упразднили.
Таким образом, некогда стройная система воспитательной работы развалилась и никак не упорядочится. Из тех моих друзей, с кем я заканчивал военно-политическое училище, в органах воспитательной работы практически никого не осталось. Кто уволился, а кто пошел по командной части. А оставшимся на этих постах приходится достаточно тяжело: никаких четких ориентиров нет.
Вернее, есть такие понятия как патриотизм, защита Отечества, любовь к Отечеству, но как воплощать военно-патриотическую работу, никто не знает. У военных нет стимулов для своего роста и воплощения своего патриотизма. За все их заслуги перед Отечеством командиры могут сказать им разве что “спасибо”. В этой связи мы предлагали вернуть армии медали “За выслугу лет”, что к десятилетию Вооруженных сил Казахстана и было сделано.
Мы предлагали ввести традицию награждения медалью “Защитнику Отечества” - такая ведомственная медаль должна быть у министра обороны. У нас проводится достаточно много учений, возникает много ситуаций, за что можно награждать военнослужащих. Это опять-таки разговор о меркантильном интересе солдат и офицеров, который нельзя игнорировать. Я всегда вспоминаю в этом случае такие слова Наполеона: солдат не погибнет за тебя, как за императора, но он погибнет за тот кусочек ленточки, который за прошлый бой ты вручил его товарищу.
Следующая задача. Сейчас даже на срочную службу в армию стало достаточно тяжело попасть. Видимо, людские ресурсы позволяют нам выбирать из десяти одного человека (хотя, я полагаю, это явление временное). И здесь встает другой вопрос: что получает солдат за годы службы в армии? Тот, кто попадает в боевую часть, где все связано с техникой, - приобретает специальность, которая может пригодиться в гражданской жизни.
А в других частях, где не ведется на должном уровне боевая подготовка, два года армии проходят бесследно. У нас есть хорошие примеры прошлого: раньше по рекомендации командира части солдат, служивший отлично, зачислялся вне конкурса в выбранный им вуз. Эту практику можно было бы внедрить и сейчас. Так делают в США, в Израиле. Министр обороны Израиля так и говорит: наша армия построена на лучших традициях Советской Армии.
Сможет ли решить наши проблемы контрактная армия? Контрактниками должны быть прежде всего специалисты, кому доверяется дорогостоящая техника. А вот обслуживающий персонал - только по призыву. Дело в том, что обстановка на нашей планете диктует свои правила: людям надо проходить военную подготовку. Причем реальную, а не “заочную”, потому что нет никакой гарантии высокого уровня подготовки военнослужащих запаса. Я могу это сказать, основываясь на собственных впечатлениях: когда в Афганистан попадали плохо обученные солдаты или офицеры - это сказывалось кровавыми потерями.

Ильнур Абдулкаримов,
начальник второго отдела военного комиссариата Алматинской области
и города Алматы:

Наша задача - призвать
в армию здоровых юношей

Никаких принципиально новых правил, касающихся весеннего призыва в армию, на сегодня нет. Главная задача - призвать в армию здоровых призывников.
Призывники и юноши, которым на момент призыва не исполнилось полных восемнадцати лет, могут быть направлены в военно-технические школы при Министерстве обороны РК. После шестимесячного обучения они получают диплом и присвоение квалификации водителя категорий В, С, а также радиоспециалиста. В очередной призыв они идут в армию и служат всего полтора года. Как показывает практика, эти солдаты потом остаются на контрактную службу.
Далее. В изменениях к “Законодательству РК об органах правосудия, безопасности и правопорядка” определяется следующее. Если раньше на службу в армию не призывали тех, кто имеет двух и более детей, то сейчас не призывают имеющих одного ребенка.
Надо сказать, молодые люди все более стремятся попасть в Вооруженные силы. Недавно мы проводили анкетирование среди школьников, будущих призывников. Приведу некоторые данные. Например, из ста процентов опрошенных 68% желают служить в армии, 32% - не хотят. Причины, по которым люди хотят служить: 8% - из патриотизма, 26% - из необходимости получить военный билет, 14% - низкое материальное положение семьи и 52% - ради испытания себя на твердость характера и прочность.
Несомненно то, что престиж и имидж казахстанской армии год от года повышается.
Большое внимание уделяется главой государства и правительством Республики Казахстан Вооруженным силам. На примере выделяемых бюджетных средств можно проследить этот важный момент: если, к примеру, в 2001 году было выделено 25 миллиардов тенге, то в 2002 году уже 27 миллиардов, а в наступившем - 45 миллиардов. А увеличение бюджетных средств означает, прежде всего, повышение технического оснащения армии, снабжение ее современным вооружением и техникой, повышение морального духа армии.

Полоса “Мнения” содержит материалы, высказывания
и оценки, которые редакция не всегда разделяет.
Ведущая полосы Ирина Гайкалова
Вернуться назадОбсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп