Извини, братан, работа такая Ольга Малахова Подобную надпись можно увидеть на стекле алматинской “маршрутки”, что нередко отражает отношение водителей этого транспорта не только друг к другу, но и к пассажирам и пешеходам. Владельцам “Газелей” и других микроавтобусов словно выдана некая индульгенция на лихачество, создание аварийных ситуаций, хамство, грязь и шум в салонах. Видимо, работа пассажирского транспорта “достала” даже парламентариев, на одном из недавних заседаний обсуждавших и принявших в первом чтении законопроект “Об автомобильном транспорте” Особенно досталось от депутатов “маршруткам”, качеству их работы, а также госчиновникам, по выражению одного из парламентариев, “крышующим” транспортные частные компании. Впрочем, серьезность обвинения никак не подтвердилась: ни фамилии, ни фирмы не были названы. По словам вице-министра транспорта и коммуникаций Кабибуллы Жакупова, в республике сто автобусных парков. 95 процентов пассажирского транспорта находятся в частной собственности, действует в этой сфере около пятисот юридических лиц. Всего в республике насчитывается 2,5 тысячи “Газелей”, в Алматы - 1-1,2 тысячи, причем из них немало машин, зарегистрированных в Шымкенте или других близких к южной столице. Когда их попытались убрать с алматинских маршрутов, владельцы перерегистрировали их в Алматы. Бизнес получается неплохой: в месяц каждая “привозит” до тысячи долларов.
| “Маршрутка” дальше не идет |
Если уж казахстанских депутатов не устраивает работа общественного транспорта, то что говорить о горожанах, намного чаще, чем парламентарии, пользующихся его услугами! И в то же время среднестатистический алматинец, например, уже не представляет своей жизни без “маршруток”. Горожане подзабыли об очередях и давках на остановках, появились удобные маршруты, которых раньше не было, стало меньше риска, что тебе залезут в карманы, как это бывало в битком набитых больших автобусах. Словом, удобств много, и странно, что решили запретить “Газели”, а не наводить порядок в их работе. Именно так уже поставили вопрос в некоторых городах, в том числе и в Астане. Руководство Минтранскома тоже не жалует этот вид транспорта, хотя признает, что в свое время, когда развалились многие государственные предприятия, он решил проблему и насытил рынок пассажирских перевозок. Заметим, что параллельно решалась и проблема безработицы для многих водителей. Но сейчас, считают управленцы на транспорте, пора заменять количество качеством. Радужную картину в связи с этим рисуют в акимате Алматы. Уже совсем скоро в городе для пассажиров настанет райская жизнь. По словам Серика Адирискалиева, заместителя директора департамента транспорта и коммуникаций Алматинского акимата, реализуется программа оптимизации транспортной сети. С прошлого года вводится автоматизированная система управления, которая будет осуществлять сиюминутный мониторинг в режиме реального времени. Она основана на базе радиопеленгационной системы, в автобусных парках устанавливаются компьютерные терминалы, куда будет поступать информация о работе подвижного состава. Двухэтажных автобусов, подобных тем, что ходят во многих западных странах, в южной столице не будет. Но новая техника появляется, ее закупают в автобусных парках с помощью кредитов. Третий алматинский таксопарк купил пятьдесят автобусов “Хундай-Каунти”, автопарки приобрели ЛиАЗы и ЛАЗы. Всего за последнее время в Алматы появилось более двухсот новых автобусов. Планируется и введение новой системы контроля и расчета за проезд, к примеру, с помощью так называемых смарт-карт. Будет внедряться автоматизированное объявление остановок, появится специальный транспорт для инвалидов. Законопроект об автомобильном транспорте ждут с 1994 года, с того момента, как был принят Закон “О транспорте”, в котором было много пробелов и упущений. - Новый законодательный акт об автомобильном транспорте нужен как воздух, - говорит Серик Николаевич. - Закон “О транспорте” не мог охватить всего, что касается пассажирских автомобильных перевозок. У нас сейчас нет правил, как раньше, когда маршруты строго регламентировались по видам - обычные, скоростные, маршрутные такси. Сейчас водитель обычного автобуса по мановению руки пассажира останавливается где угодно. Для нормальной работы в городе требуется от полутора до двух тысяч автобусов. Цивилизованный подход требует использования разных их видов - большой, средней и малой вместимости. Полностью заменять “Газели” не будут, на так называемых маршрутах с коротким плечом их по-прежнему будут использовать. Но большое количество транспорта, загруженность улиц, в том числе и “Газелями”, наносят вред экологии города, входящего в число самых загрязненных городов мира. Недавно подписанный меморандум о долгосрочном сотрудничестве Министерства охраны окружающей среды, акимата Алматы и ЗАО “КазТрансГаз” направлен на постепенный перевод транспорта на более экологически чистое топливо. Для этого будут построены пятнадцать газонаполнительных станций. Стоимость проекта - девять миллионов долларов, к тому же Европейская комиссия выделила грант на один миллион евро. Через девять лет одна десятая часть автотранспорта будет ездить на альтернативном топливе. Переоборудование одного автомобиля обходится в сумму от двухсот до девятисот долларов. - Одномоментные затраты быстро окупятся, поскольку этот вид топлива дешевле бензина в два раза, во-вторых, снизятся суммы экологических штрафов для владельцев транспорта с газобаллонным оборудованием, - говорит Серик Адирискалиев. - Для улучшения экологической ситуации будем перераспределять движение грузового транспорта по времени суток и зонам ограниченного движения. В акимате планируются мероприятия по стимулированию владельцев транспорта к переводу на экологически чистое топливо. Пока эта работа строится на методах убеждения, и многие руководители автотранспортных компаний на предложения уже ответили положительно. В этом году будут построены две первые станции, около тысячи автомобилей коммунального транспорта будет переведено на газовое топливо.
|