28 февраля 2003
№ 08 (248)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мир
     Мнения
     Спорт
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо  Поиск по сайту
    Исследования 

Извини, братан,
работа такая

Ольга Малахова

Подобную надпись можно увидеть на стекле алматинской “маршрутки”, что нередко отражает отношение водителей этого транспорта не только друг к другу, но и к пассажирам и пешеходам. Владельцам “Газелей” и других микроавтобусов словно выдана некая индульгенция на лихачество, создание аварийных ситуаций, хамство, грязь и шум в салонах. Видимо, работа пассажирского транспорта “достала” даже парламентариев, на одном из недавних заседаний обсуждавших и принявших в первом чтении законопроект “Об автомобильном транспорте”

Особенно досталось от депутатов “маршруткам”, качеству их работы, а также госчиновникам, по выражению одного из парламентариев, “крышующим” транспортные частные компании. Впрочем, серьезность обвинения никак не подтвердилась: ни фамилии, ни фирмы не были названы.
По словам вице-министра транспорта и коммуникаций Кабибуллы Жакупова, в республике сто автобусных парков. 95 процентов пассажирского транспорта находятся в частной собственности, действует в этой сфере около пятисот юридических лиц. Всего в республике насчитывается 2,5 тысячи “Газелей”, в Алматы - 1-1,2 тысячи, причем из них немало машин, зарегистрированных в Шымкенте или других близких к южной столице. Когда их попытались убрать с алматинских маршрутов, владельцы перерегистрировали их в Алматы. Бизнес получается неплохой: в месяц каждая “привозит” до тысячи долларов.

“Маршрутка” дальше не идет

Если уж казахстанских депутатов не устраивает работа общественного транспорта, то что говорить о горожанах, намного чаще, чем парламентарии, пользующихся его услугами! И в то же время среднестатистический алматинец, например, уже не представляет своей жизни без “маршруток”. Горожане подзабыли об очередях и давках на остановках, появились удобные маршруты, которых раньше не было, стало меньше риска, что тебе залезут в карманы, как это бывало в битком набитых больших автобусах. Словом, удобств много, и странно, что решили запретить “Газели”, а не наводить порядок в их работе. Именно так уже поставили вопрос в некоторых городах, в том числе и в Астане.
Руководство Минтранскома тоже не жалует этот вид транспорта, хотя признает, что в свое время, когда развалились многие государственные предприятия, он решил проблему и насытил рынок пассажирских перевозок. Заметим, что параллельно решалась и проблема безработицы для многих водителей. Но сейчас, считают управленцы на транспорте, пора заменять количество качеством.
Радужную картину в связи с этим рисуют в акимате Алматы. Уже совсем скоро в городе для пассажиров настанет райская жизнь. По словам Серика Адирискалиева, заместителя директора департамента транспорта и коммуникаций Алматинского акимата, реализуется программа оптимизации транспортной сети. С прошлого года вводится автоматизированная система управления, которая будет осуществлять сиюминутный мониторинг в режиме реального времени. Она основана на базе радиопеленгационной системы, в автобусных парках устанавливаются компьютерные терминалы, куда будет поступать информация о работе подвижного состава.
Двухэтажных автобусов, подобных тем, что ходят во многих западных странах, в южной столице не будет. Но новая техника появляется, ее закупают в автобусных парках с помощью кредитов. Третий алматинский таксопарк купил пятьдесят автобусов “Хундай-Каунти”, автопарки приобрели ЛиАЗы и ЛАЗы.
Всего за последнее время в Алматы появилось более двухсот новых автобусов. Планируется и введение новой системы контроля и расчета за проезд, к примеру, с помощью так называемых смарт-карт. Будет внедряться автоматизированное объявление остановок, появится специальный транспорт для инвалидов.
Законопроект об автомобильном транспорте ждут с 1994 года, с того момента, как был принят Закон “О транспорте”, в котором было много пробелов и упущений.
- Новый законодательный акт об автомобильном транспорте нужен как воздух, - говорит Серик Николаевич. - Закон “О транспорте” не мог охватить всего, что касается пассажирских автомобильных перевозок. У нас сейчас нет правил, как раньше, когда маршруты строго регламентировались по видам - обычные, скоростные, маршрутные такси. Сейчас водитель обычного автобуса по мановению руки пассажира останавливается где угодно.
Для нормальной работы в городе требуется от полутора до двух тысяч автобусов. Цивилизованный подход требует использования разных их видов - большой, средней и малой вместимости. Полностью заменять “Газели” не будут, на так называемых маршрутах с коротким плечом их по-прежнему будут использовать. Но большое количество транспорта, загруженность улиц, в том числе и “Газелями”, наносят вред экологии города, входящего в число самых загрязненных городов мира.
Недавно подписанный меморандум о долгосрочном сотрудничестве Министерства охраны окружающей среды, акимата Алматы и ЗАО “КазТрансГаз” направлен на постепенный перевод транспорта на более экологически чистое топливо. Для этого будут построены пятнадцать газонаполнительных станций. Стоимость проекта - девять миллионов долларов, к тому же Европейская комиссия выделила грант на один миллион евро. Через девять лет одна десятая часть автотранспорта будет ездить на альтернативном топливе. Переоборудование одного автомобиля обходится в сумму от двухсот до девятисот долларов.
- Одномоментные затраты быстро окупятся, поскольку этот вид топлива дешевле бензина в два раза, во-вторых, снизятся суммы экологических штрафов для владельцев транспорта с газобаллонным оборудованием, - говорит Серик Адирискалиев. - Для улучшения экологической ситуации будем перераспределять движение грузового транспорта по времени суток и зонам ограниченного движения.
В акимате планируются мероприятия по стимулированию владельцев транспорта к переводу на экологически чистое топливо. Пока эта работа строится на методах убеждения, и многие руководители автотранспортных компаний на предложения уже ответили положительно. В этом году будут построены две первые станции, около тысячи автомобилей коммунального транспорта будет переведено на газовое топливо.

Вернуться назадОбсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп