Нефть под колпаком Светлана Грибанова Бюрократов в республике стало больше: постановлением правительства №114 от 31 января 2003 года учрежден Межрегиональный налоговый комитет (МРНК) №1 при Налоговом комитете Минфина РК. Этот орган номер один (по статусу? по порядку?) будет заниматься исключительно налоговым надзором над компаниями, работающими в нефтегазовом секторе. Еще в начале октября прошлого года министр финансов Зейнулла Какимжанов, представляя в парламенте инициируемые его ведомством поправки в Налоговый кодекс, пообещал, что весь следующий год министерство будет “заниматься только нефтяниками, выжимать все, что по законодательству из них можно выжать”, поскольку здесь есть “огромные возможности доначислений”. Тогда же он впервые заявил о создании Межрегионального налогового комитета по нефти и газу. Свои обещания министр привык исполнять, о чем свидетельствует вышеуказанное постановление. Несколько слов о номере Межрегионального налогового комитета. Возможно, таким образом подчеркивается высокий статус МРНК, который будет специализироваться исключительно на налогообложении отрасли, являющейся основным источником поступлений в республиканский бюджет. Однако с большой долей вероятности можно утверждать, что это просто порядковый номер. Дело в том, что Минфин, по словам его главы, намерен создать, по крайней мере, три специализированных комитета - по числу главных налогоплательщиков в экономике Казахстана: по нефтегазовому, металлургическому и финансовому секторам. Надо думать, скоро у нас появятся МРНК №2, а позже - и №3. Предполагается, что этими базовыми отраслями должны заниматься профи, которые собаку съели на тонкостях налогообложения того или иного сектора. Подразумевается, что в МРНК №1 будут собраны сотрудники, специализирующиеся на налоговых правоотношениях с нефтедобывающими и нефтеперерабатывающими компаниями. Как сказал корреспонденту “НП” источник в Налоговом комитете РК, Межрегиональный комитет базируется в Астане, но имеет статус областного и напрямую подчиняется республиканскому НК. Компании, занимающиеся добычей, переработкой нефти и газа и реализацией нефтепродуктов, обычно зарегистрированы в налоговых органах по месту нахождения компании. Поэтому отделения МРНК будут открыты при налоговых комитетах во всех нефтедобывающих областях. Предполагается, что работать в областных отделениях будут порядка пяти сотрудников. Учреждая эту структуру, Минфин внедряет разделение труда между налоговиками: по замыслу авторов постановления не может заниматься нефтегазовым сектором тот же самый специалист, который только вчера проверял кондитерскую фабрику или кафе. Для этого нужно изучить не только родной Налоговый кодекс и родственные законы, но и обладать знаниями о нефтяном бизнесе в целом, вплоть до технологических процессов. Где только взять столько подготовленных специалистов? Принесет ли пользу нововведение Минфина, покажет время. Но уже сейчас возникает масса вопросов к его инициаторам. Какова правовая база для существования обособленной структуры со столь громким названием и широкими полномочиями? Только ли наличие в Налоговом кодексе отдельной главы, посвященной недропользователям? Сопоставимы ли расходы на содержание МРНК с теми доходами, которые ожидаются от его деятельности? И еще. Как известно, уже на протяжении нескольких лет Минфин ведет постоянный мониторинг крупнейших предприятий страны. Тотальный мониторинг НПЗ предполагает недавно одобренный парламентом закон о госконтроле за оборотом нефтепродуктов. Теперь вот специализированный налоговый комитет. Не слишком ли много контролеров на одну тонну добытой нефти?
|