Наша версия - в НАСА Ольга Малахова Вчера в американском посольстве в Казахстане профессору Марату Шимырбаеву заявили, что отправят в НАСА его версию о том, почему произошла гибель шаттла “Колумбия”. Как известно, пока нет окончательных выводов о причинах аварии 1 февраля этого года на космическом “ветеране”, вместе с которым погибли семь астронавтов Оглашены лишь предварительные итоги работы правительственной комиссии США, согласно которым, возможно, космический корабль развалился на части под разрушительным воздействием раскаленных газов, ворвавшихся в полость его левого крыла при прохождении через плотные слои атмосферы. До этого выдвигалась другая основная версия - повреждение термозащитных плиток корабля. Американские специалисты установили, что при взлете корабля оторвавшийся кусок теплоизоляционного покрытия внешнего топливного бака ударил по поверхности корабля. Но члены комиссии убеждены, что это не могло стать причиной “прожога” корпуса. Казахстанский ученый Марат Шимырбаев, расследовавший и нашедший причины двух аварий российских “Протонов” в 1999 году, тоже считает, что повреждение термоизоляции не могло привести к пожару, так как на высоте 60 километров почти отсутствует воздух. В то же время известно, что термодатчики, расположенные в различных местах корпуса челнока, показали повышение температуры на 10 и 40 градусов С. - Думаю, что за несколько секунд до аварии на корабле мог возникнуть пожар, - рассказал “НП” Марат Катубаевич. - Один из 44 малых жидкостных ракетных двигателей ориентации или один из двух маневровых ЖРД мог выработать свой ресурс, так как во время его работы происходит эрозия стенок камеры сгорания двигателя. Шаттл “Колумбия” почти старичок. Первый его запуск произошел 12 апреля 1981 года, в юбилейную для космонавтики дату - двадцатилетие полета Юрия Гагарина. Сколько раз запускался и сколько в общей сложности проработал каждый из указанных двигателей, рассчитанный на определенное время работы и количество запусков, можно подсчитать только с помощью специалистов НАСА. Могло оказаться, что одна из групп двигателей включалась очень редко, другая - чаще. Это зависело от программы предыдущих полетов “Колумбии”. Такой анализ мог бы указать на “слабое звено”, так как ресурс работы двигателя зависит не только от суммарной длительности его работы, но и от количества запусков, которые увеличивают износ стенки камеры сгорания. Во время работы двигателя температура внутри камеры сгорания доходит до 4 тысяч градусов С, поэтому при прогорании ее стенки вырвавшееся наружу пламя нагревает все ближайшие металлоконструкции. По этой причине датчики и показывали повышение температуры. Вырвавшееся пламя могло прожечь дно бака с десятками литров горючего, находящегося рядом с двигателем, что привело к взрыву челнока. Говорят, в НАСА поступает много самых разных писем и предложений, связанных с гибелью шаттла, в том числе и от людей, далеких от космонавтики. Но к теории казахстанского профессора отнеслись серьезно. Марата Шимырбаева, заместителя директора, главного конструктора ДГП “Инфракос-Экос”, пригласили в посольство США, где почти час с ним беседовали третий секретарь посольства Марк Е. Вуд и помощник по науке Алевтина Тищенко. Ученый готов предложить Национальному аэрокосмическому агентству США программу организационно-технических мероприятий, разработанных с учетом стандарта А3 НАСА, которые могли бы повысить эксплуатационную безопасность трех оставшихся шаттлов. Для американской стороны это важно, потому что такая программа может приблизить время возобновления запусков шаттлов.
|