21 февраля 2003
№ 07 (247)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мир
     Мнения
     Спорт
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо  Поиск по сайту
    События 

Полосатая палка о двух концах

Андрей Губенко

Приказ не обсуждают. Правило, незыблемое для людей в погонах, однако, не очень “работает” на гражданке. Подтверждением тому - полемика, развернувшаяся в обществе вокруг недавнего решения МВД возродить практику изымания водительских прав (“НП” писало об этом в прошлом номере)

Напомним, 28 января этого года министр внутренних дел Каирбек Сулейменов издал приказ о внесении дополнений в инструкцию по применению Кодекса об административных нарушениях. В результате чего инспекторам дорожной полиции, как это уже когда-то было, разрешено забирать у автомобилистов-нарушителей права до уплаты штрафа, а взамен выдавать временные.
Многочисленная моторизированная армия граждан РК, разумеется, осталась весьма недовольна нововведением. В памяти еще слишком свежи злоупотребления инспекторов, обильную почву для которых предоставляла прежняя практика. Не случайно новый КоАП, принятый несколько лет назад, запретил забирать водительские удостоверения. И вот возвращение к старому.
Конечно, мнение рядовых водителей у нас никогда в расчет не принималось. Но в данном случае дело осложняется тем, что оно, как на грех, совпадает с позицией высокопоставленных юристов. Во всяком случае в Верховном суде РК считают, что “приказ МВД, позволяющий изымать водительские удостоверения, необоснованный” (сообщает информационное агентство “ЮрИнфо”). Об этом на совещании Верховного суда заявила председатель коллегии по уголовным делам ВС РК Раиса Юрченко: “Считаю, что так не должно быть, водительские удостоверения не должны изыматься...”
Дело в том, что новация МВД в правовом отношении не вполне корректна. Ведь после пресловутых “дополнений” инструкция (ведомственная) входит в противоречие с КоАП, то есть с законом, статус которого, бесспорно, выше.
Это во-первых. Проблема, однако, не ограничивается тем, что государственные мужи (из благих, разумеется, побуждений) породили очередную юридическую “вилку”. Просто если уж взялся что-то менять, нечего останавливаться на полпути. Мы вот о чем.
Г-н Сулейменов мотивировал свое решение так: “Приказ о временном изъятии водительских прав родился из-за беспредела на дорогах”. Спору нет, насчет беспредела вы хорошо сказали, хотя и на арго. Он, этот “беспредел”, уже стал темой для устного народного творчества (один анекдот о продавцах полосатых палок чего стоит). Свидетельствует это, к сожалению, не только о том, что с чувством юмора у нашего народа все в порядке. Порочная практика уличного мздоимства укоренилась настолько прочно, что бороться с ней серьезно никто и не рассчитывает - только шуткой.
Так вот, о положении вещей известно не только министру, совершившему в свое время прославленный “арбузный рейд”, но и большинству наших читателей и вообще казахстанских граждан, благо, сегодня автомобиль действительно не роскошь. Улицы городов и весей превратились в хорошо унавоженные грядки для прокорма нечистоплотных инспекторов ГАИ. Конечно, наполовину в этом виноваты автолюбители, добрая часть которых не затрудняет себя изучением (и соответственно, соблюдением) правил дорожного движения. Но, согласитесь, было бы несправедливо забывать и об ответственности другой стороны. В конце концов, кто выдает скороспелым водителям липовые (но вполне законные) удостоверения? Кто поставил этот “бизнес” на поток? Кто, наконец, потом ловит этих водителей-неумех и вымогает у них взятки?
Что, разве не так? Разве не приходилось каждому из нас не раз наблюдать уличные сценки, когда после непродолжительного знакомства инспектор и незадачливый автомобилист с обочины удаляются в салон инспекторской машины, для “беседы”. Итогом которой, как правило, является отпущенный на волю нарушитель. Без штрафной квитанции. Что, на свежем воздухе, на глазах, так сказать, у проезжающей мимо изумленной публики душеспасительная беседа потеряет свою эффективность?
А раз так, раз мы допускаем ответственность в “беспределе” и со стороны участников дорожного движения, и со стороны инспекторов, то почему меры принимаются лишь в отношении одних только водителей? Почему не поставить всех в равные условия?
Останавливает, скажем, гаишник машину. Он считает, что нарушены правила, автолюбитель же это отрицает. Что делать? Изымать права, до разбирательства выдав временные, предлагает новая, “дополненная” инструкция. Но почему не пойти дальше и не изъять также и жетон у инспектора, повесив взамен ему на грудь временную картонную бляху? Справедливо? Вполне! Логично? Да.
А дальше пусть решает суд. Виноват водитель - лишить его прав, а процедуру получения новых устрожить (как, например, в Германии, где можно водить, выпив пива, но не дай бог тебе “накосячить” в этом виде или как-нибудь по-другому серьезно нарушить правила - шансы на получение новых прав практически равны нулю). Но зато и если не прав инспектор - из рядов вон! Потому что или не знает азов своей профессии, или вымогал взятку. Короче, роняет тень.
К тому же - пока дойдет до суда - как водитель с временными правами вдвойне осмотрителен, так и блюститель порядка с временным жетоном особенно резвиться поостережется.
P.S. Вот вам и борьба с “беспределом”. Если, конечно, целью ставить именно борьбу. Публика в этом сильно сомневается. И потому бывалые автомобилисты относятся к реформе, как бы она не вывернула, без излишнего драматизма: “как “доили” нас гаишники, так и будут”.

Вернуться назадОбсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп