За бугром гранит слаще? Асан Куанов Каких-то десять лет назад казахстанцы получили возможность приобретать знания в дальнем зарубежье. Что скрывать, живем мы по-прежнему по совковым законам. Вот и уезжают наши будущие строители капитализма и, что обидно, остаются там, за бугром Куда б пойти, куда податься Ежегодно около 4 тысяч казахстанцев выезжают за рубеж по различным программам. Существует четыре способа выезда за границу. Первый - за свой счет или на деньги спонсоров. Второй предусмотрен в рамках межправительственных соглашений об академическом обмене. По третьему - спонсорами выступают зарубежные партнеры Казахстана: правительства, организации, неправительственные фонды. И, наконец, заграница может быть доступна благодаря международной стипендии президента Казахстана - “Болашак”. Все хорошо. Да вот только по-прежнему существует проблема утечки мозгов: казахстанцев, обучающихся за рубежом, больше устраивает работать после учебы там, нежели на родине. Тому масса причин, и не в последнюю очередь - материального плана. Президент Ассоциации вузов Казахстана Рахман Алшанов предлагает трезво взглянуть на эту проблему. И в первую очередь - определиться, какие современные специальности внедрять у себя. Понятно, что техническая оснащенность в большинстве вузов не соответствует международным стандартам. Кроме этого, отечественные предприятия зачастую обходятся тремя-пятью работниками одной специальности и создавать по ним кафедры попросту нет смысла. Магистром можешь ты не быть, но бакалавром... Если взаимоотношения в сфере образования между Казахстаном и многими странами СНГ тесно переплетены, то западные стандарты у нас только приживаются. И, надо сказать, не без труда. В 1997 году Казахстан в числе европейских государств подписал Лиссабонскую конвенцию, тезисы которой были детализированы в Болонском соглашении. Среди прочих вопросов, которые легли в основу конвенции - взаимное признание документов образования по так называемой кредитной системе. По словам Рахмана Алшанова, кредитная технология в Европе то же, что и почасовая система у нас. 1 кредит равен 58 часам. И когда выпускникам выдается академическая справка, там пишется определенное количество кредитов, определяющих уровень знаний. Существующая у нас система ничем не хуже. Но когда в страну возвращаются выпускники иностранных вузов или к нам приезжают работать иностранные специалисты, проблематично переводить часы в кредиты и наоборот. Чтобы решить этот вопрос, для начала нужно определиться с европейской двухуровневой системой, которая начинает у нас приживаться - бакалавриат и магистратура. Как известно, магистратура - это углубленная специализация вроде аспирантуры, бакалавриат - незаконченное высшее образование. Подписанты Болонского соглашения считают, что бакалавр должен быть востребован на рынке труда. Однако, как замечает президент Ассоциации вузов, уровня бакалавра в нашем квалификационном справочнике не было. Многие специальности не требуют углубленных знаний, ради которых надо учиться пять и более лет. Казахстану необходим перечень специальностей, для которых достаточен уровень бакалавриата. Сейчас стране требуется 55 процентов рабочих и менее 20 процентов - специалистов с высшим образованием. На деле в начальных профтехзаведениях обучается 12 процентов выпускников, в вузах - 66 процентов. Разница налицо. Студент- старшеклассник Еще одна разница нашей системы и кредитной технологии связана со временем получения образования. Если в Европе 3 плюс 2 (3 года - бакалавриат, 2 - магистратура), то в Казахстане (высшее образование и аспирантура) 4 плюс 2 и даже плюс 3. В некоторых случаях 5 плюс 3. Корни проблем внедрения кредитной технологии, как вы догадались, зарыты в начальной стадии получения образования. В западной школе дети учатся в течение 12 лет. И так получается, что в казахстанских вузах на первом курсе студентов учат тому, что европейские школяры проходили в последнем классе. “Есть такие дисциплины, которые даются на первом курсе, как история, политология, социология, информатика, которым можно учить, как в Европе, в школе. Почему мы этого не можем себе позволить? Потому что у нас более 30 процентов преподавателей не имеют высшего образования, их самих надо подтягивать. Если мы отдадим 12-летку в школу, потеряем что имеем. В вузах более квалифицированная подготовка, они подтягивают, выравнивают школы, - считает Рахман Алшанов. - Первый курс в вузах выполняет задачу, которую на Западе выполняет 12-летка. Там, конечно, местный бюджет, у нас - бюджет родителей, государства, компаний. Как бы то ни было, получается, что наши 11+4 года (школа и вуз) равны европейским 12+3. То есть одно и то же”. Как видно, в вопросе перехода на западные стандарты высшего образования остается много других нерешенных вопросов. Между тем наша республика продолжает интегрироваться в мировое пространство. Что далеко ходить - Казахстан в образовательной сфере имеет много общего с Россией. С Россией, которая сегодня активно набирает обороты во внедрении у себя высоких технологий. Заметим, что наш сосед намерен перейти на кредитную технологию в 2003-2004 годах.
|