ЗА КУЛИСАМИ ПРАВИТЕЛЬСТВА Талгат Калиев В продолжение вызвавшей бурный читательский интерес давней публикации “Закулисный парламент” “НП” исследует тему закулисной жизни правительства. Поскольку в тени официальной хроники остаются немаловажные детали В “тиши” канцелярии Сегодняшнюю канцелярию премьер-министра можно считать в какой-то мере правопреемником аппарата Совмина, с учетом поправок, соответствующих смене политического и экономического курса республики. Деятельность канцелярии регламентируется положением об этом органе, в котором четко расписаны все его полномочия и функции. Главной функцией данного органа является анализ основных направлений деятельности правительства, подготовка рекомендаций премьер-министру, координация деятельности правительственных структур и обеспечение взаимодействия с другими институтами власти. По сути дела, этот орган является генеральным штабом правительства, осуществляющим общий контроль за реализацией решений президента и правительства. Согласно положению в тиши канцелярии также разрабатывается график работы премьер-министра и его заместителей, встречи и поездки руководства правительства, повестка дня заседаний правительства и тому подобное. Без обязательной экспертизы и одобрения канцелярии не выходит в свет ни один правительственный документ. Разумеется, для проведения качественных экспертиз уровень здешних сотрудников должен быть на голову выше, чем в министерствах и ведомствах. В этой связи всеми путями сюда вербуют и переманивают лучших аналитиков и экспертов из министерств. Утвержденный постановлением правительства штат канцелярии составляет на сегодня 307 человек, в числе которых и сам премьер-министр, и его заместители. Из бюджета данного ведомства и начисляется зарплата, в том числе, разумеется, премьеру и его замам. Вообще-то оппоненты правительства не столь давно говорили о резком увеличении его штатной численности. Вместе с тем увеличение это несколько обманчивое, происшедшее после передачи канцелярии функций по защите государственных секретов. Немалую роль в этом, возможно, сыграли скандалы с публикацией черновиков постановлений. По крайней мере, после слияния подобных эксцессов не наблюдалось. В свете же внедрения электронного документооборота это особенно актуально. Пока же на компьютерах, подключенных к общей сети, запрещается работать с секретными документами. И, вероятно, даже после повсеместного внедрения электронного документооборота секретные документы будут путешествовать по кабинетам в бумажной версии в папке с грифом “секретно”. По статусу руководитель канцелярии и его заместители являются фигурами политическими. Сам же руководитель на иерархической лестнице власти находится где-то между вице-премьером и министрами. Данное преимущество позволяет руководителю канцелярии осуществлять контроль над министрами и руководителями ведомств за исполнением поручений президента, решений правительства и самому давать поручения членам кабинета. | Глава Кабинета и руководитель его канцелярии |
Тайная канцелярия? Действительно, не всем членам правительства, наверное, приятно ощущать контроль со стороны канцелярии. Более того, говорят, что в любом правительстве находились недовольные, пытавшиеся избавиться от данного контроля. Между тем необходимо признать, что без него не было бы здоровой координации деятельности всех министерств и ведомств. По сути дела, каждое ведомство не прочь пролоббировать свои узковедомственные интересы, а ситуацию в стране оценивает лишь через призму своего министерства. В результате и появляются дублирующие, а еще хуже, противоречащие друг другу документы. В этом случае и начинаются переговоры в кабинете руководителя канцелярии в поисках устраивающего всех и отвечающего государственным интересам компромисса. Кроме того, через экспертизу канцелярии проходит и предлагаемый регионами график и маршрут поездок премьер-министра. Разумеется, акимы всегда хотят провезти руководство правительства по самой ровной дороге и продемонстрировать наиболее позитивные достижения. Между тем в функции канцелярии входит и обязанность обеспечения объективной информацией. В результате вновь рождается некий конфликт интересов. Более того, перед любой рабочей поездкой для премьера готовится материал о слабых и сильных местах данного региона. Разумеется, эти моменты тоже не всегда устраивают акимов. Здесь, безусловно, важным фактором является личный авторитет и волевые качества руководителя канцелярии. Возможно, отсутствие интереса прессы к нынешнему руководителю Алтаю Тлеубердину следует расценивать именно как комплимент в его адрес. Поскольку отсутствие скандалов и так называемого информационного повода может служить в данном случае лишь плюсом. Но и политических моментов в деятельности канцелярии тоже немало. Одним из ключевых направлений можно считать взаимодействие с парламентом, в долгих дебатах и переговорах с которым находятся компромиссы в бесконечном противостоянии между ветвями власти. Учитывая стратегическую важность данного направления и сам факт, что именно представительная ветвь является главным критиком и оппонентом правительства, функции представителя правительства в парламенте осуществляет “целый” заместитель руководителя канцелярии. Данный момент, кстати, был воспринят депутатами как оценка значимости парламента, что сегодня, по мнению наблюдателей, заметно отражается и на конструктивности взаимоотношений ветвей власти. Одним из главных приоритетов на сегодня стоит вопрос перехода всей этой машины на новые информационные рельсы. По некоторым данным, сегодня уже разрабатывается проект новой организации заседаний правительства за полностью компьютеризированным столом. Согласно этой идее, перед каждым присутствующим членом правительства будет расположен портативный компьютер, на который будет поступать вся информация по обсуждаемому вопросу, и параллельно данная база будет закачиваться на компьютер в кабинете каждого члена правительства. Но это уже вопросы будущего... Недавняя презентация правительственного веб-сайта достаточно красноречиво продемонстрировала уровень знания компьютера многих чиновников высшего ранга. Посему вопрос реализации подобных проектов зависит, может быть, даже не столько от их стоимости, сколько от желания чиновников осваивать информационные технологии.
|