14 февраля 2003
№ 06 (246)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мир
     Мнения
     Спорт
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

 

     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
     Большая перемена  

Через тернии
к западному стандарту

Ольга Малахова

Несмотря на то что первая презентация программы перехода на двенадцатилетнее школьное образование прошла не очень успешно, эксперимент по ее внедрению продолжается. Скорее всего, победит главный аргумент ее сторонников - стремление Казахстана не остаться на обочине цивилизации Dалее

 

 

Познание мира
через самопознание

Асан Куанов

Отрезок жизни человека настолько длинен, насколько и короток. Сколько времени нужно, чтобы найти ответы на вопросы, касающиеся предназначения человека на Земле, его связи с окружающим миром, с Вселенной. Первая леди страны посвятила многие годы детям, которые благодаря проекту “Самопознание” могут приблизиться к истине Dалее

 

Школа радости

Ольга Малахова

В казахстанские школы приходит гуманная педагогика. Вроде бы иной она и не должна быть. Но, увы, авторитаризм в обучении и воспитании по-прежнему живет: так проще, привычнее и удобнее. А гуманная педагогика - это постоянный поиск и работа души, сотрудничество и дружба с ребенком. То, что дано не каждому

Агрессия, терроризм, наркотики. Мир несовершенен, потому что несовершенен человек. Кажется, надо только найти идеальный рецепт воспитания личности - и можно изменить все общество. По крайней мере, все великие гуманисты мечтали об этом - во все времена и в наши дни.
В основу внедряемых сейчас в школьную программу уроков самопознания, идейным вдохновителем которых стала первая леди страны, тоже легла гуманная педагогика. Цель известна - совершенствование нравственной сути через познание самого себя и своего места в окружающем мире. Параллельно с работой по организации этого предмета во многих школах активно изучают теорию и приемы российского педагога Шалвы Амонашвили. На следующей неделе центр “Рост” проведет в Усть-Каменогорске семинары по его системе гуманно-личностного подхода.
А недавно казахстанские педагоги побывали в московских школах, где живут и работают по принципам гуманной педагогики. По словам директора Алматинского педагогического колледжа №2 Лидии Проскуриной, от встреч осталось убеждение, что благодаря такому подходу там создается необычайно теплая, доверительная обстановка, а дети раскрепощены и в то же время добры и культурны.
- Те учителя, кто принял идеи педагога, перестали воспринимать ребенка как объект воспитания и сделали процесс обучения совместным творчеством. Все основано на том, что ребенок имеет три страсти - страсть к взрослению, к свободе и красоте. Принимать ребенка таким, какой он есть, любить его таким - это не ново. Но в обыденной работе многие об этом забывают.
Лидии Проскуриной и ее коллегам понравилась методика уроков письменно-речевой деятельности, математического воображения и других предметов. Они не затрагивают официально принятых стандартов, но позволяют успешно вести обучение и воспитание маленькой личности. В ее колледже уже не первый год идет спецкурс по изучению идей Амонашвили, тем более что это непосредственно связано с темами, над которыми работает педагогический коллектив.
Известный ученый-педагог никому не навязывает своих приемов и методов, каждый учитель может, используя свой природный талант к пению, рисованию или еще чему-то, строить уроки и общение с детьми. Он не любит слово технология, считает, что к педагогике оно мало подходит. И его теория больше развивает сердечное, а не логическое мышление, а это, на мой взгляд, очень хорошо для детей до десяти лет.
Учитель начальных классов алматинской гимназии №79 Нина Хамова говорит, что она и раньше внимательно смотрела на детей, но после общения с Амонашвили стала еще внимательнее к их внутреннему миру. Когда новый подход к общению с детьми осмыслен, понят и становится твоим, словом, когда меняешься сам, больших усилий, титанического труда это не составляет. Это ощущается и в московских школах, где побывали казахстанские учителя благодаря финансовой помощи “АльянсБанка”.
Еще важно, что в этих школах дети дружат с книгой, и это тоже совмещается с педагогикой Амонашвили, тем более что кроме известных его книг, обращенных к учителям, он стал писать и художественные (“Амон.ра” и другие).
- Мы ушли в компьютеризацию, с одной стороны, это хорошо, нужно, но дети теряют любовь к живой книге. В московских школах увидели огромное количество книг, особенно в начальных классах - энциклопедии, словари, справочники, художественная литература. Все закуплено на средства московской мэрии, ни школьные бюджеты, ни помощь родителей не понадобились, - рассказывает Ирина Кузьмина, директор гимназии №79.
Гуманная педагогика, считают последователи Амонашвили, - это то, вокруг чего могут и должны объединяться учителя. Она соответствует мировой тенденции личностного воспитания и, возможно, станет именно той “красотой”, которая спасет мир.

Вернуться назад Обсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп