Через тернии
к западному стандарту
Ольга Малахова
Несмотря на то что первая презентация программы
перехода на двенадцатилетнее школьное образование прошла не
очень успешно, эксперимент по ее внедрению продолжается. Скорее
всего, победит главный аргумент ее сторонников - стремление
Казахстана не остаться на обочине цивилизации
Плохо
только одно. Как уже у нас не раз бывало, может снова случиться,
что вместо улучшения качества образования и учебно-методической
литературы республика снова шагнет назад, как это было с учебниками
нового поколения. По крайней мере, на днях именно по этой
причине тендер на пробный учебно-методический комплекс для
двенадцатилетки Министерство образования и науки объявило
несостоявшимся. По словам его работников, издательства, подавшие
заявку, представили на тендер учебники и литературу, скопированные
с разработанных в 1996-1997 годах еще для одиннадцатилетки!
Основное заблуждение противников перехода на двенадцатилетку
заключается в том, что, по их мнению, на целый год увеличивается
обучение, и значит молодежь с опозданием придет на рынок труда.
К тому же, считают они, будет задерживаться призыв в армию,
а девочки станут рожать прямо у школьной доски.
- Почему-то все упорно игнорируют тот факт, что при двенадцатилетке
обучение начнется с шести лет, как и во всех цивилизованных
странах. Это, по сути, та же предшкола, которая, увы, в большинстве
школ не работает, и потому дети приходят в первый класс неподготовленными,
- сказала “НП” Алма Абылкасымова, директор Республиканского
научно-практического центра проблем двенадцатилетнего образования,
доктор педагогических наук, профессор. - А между тем программа
рассчитана на то, что они уже имеют какую-то базу. И, например,
предмету “Познание мира” должен бы предшествовать более облегченный
предмет “Окружающий мир”, в котором без громоздких текстов,
с применением простых дидактических материалов шестилетний
ребенок получит первые знания по этой дисциплине.
А пока предшкола действует меньше чем в половине казахстанских
школ, и то в основном в городских. Во многих аулах нет не
только предшколы, но и детских садов, и, таким образом, подготовка
к учебе напрочь отсутствует. Поэтому так необходима реформа,
при которой дети отправятся в школу с шести лет, и программа
намного разгрузится.
Впервые реформа образования рассматривалась на правительственном
уровне, настолько большое значение придается переходу на западные
стандарты. Правда, было много голосов против, говорят, один
из членов правительства даже заявил о том, что совсем необязательно
внедрять у нас эти стандарты, если можно просто отправить
своих детей учиться на Запад. Но ему резонно возразили, что
далеко не всякий казахстанец может это сделать.
К тому же казахстанские выпускники по-прежнему едут поступать
в российские вузы, а приемные комиссии российских институтов
приезжают сюда для набора студентов. Поэтому нестыковки мешают,
и речь, конечно, идет не о том, что у нас изучают историю
и географию Казахстана, а там - России, а в разном объеме
знаний по основным предметам.
- К аргументам увеличения срока обучения в школе я бы отнесла
не только конвертируемость и востребованность наших аттестатов
в других странах, - считает Алма Абылкасымова. - Сейчас каждая
учебная дисциплина настолько насыщена информацией, что для
полного ее изучения не хватит и пятнадцати лет. Именно поэтому
на наших детей ложится такая большая нагрузка, отчего страдает
их физическое развитие и здоровье, которое, как известно,
оценивается как очень слабое.
Новая продолжительность школьного обучения позволит разгрузить
учебную программу. Какие-то разделы программы средних классов
перенесутся на старшую ступень, из старших классов - в высшую
школу. А что-то из вузовской программы могут освоить старшеклассники.
Сейчас недельная нагрузка в начальных классах составляет от
22 до 24 часов. К этому еще надо добавить вариативную часть
учебного плана - факультативы, индивидуальные задания, домашняя
и самостоятельная работа. Новая программа предполагает нагрузку
в 19-20 часов.
Казахстан одним из первых среди государств СНГ ратифицировал
Лиссабонскую конференцию и теперь таким образом интегрирован
в европейское образовательное пространство. Понятно, что этот
процесс может растянуться не на один год. В России, например,
завершение эксперимента по переходу на двенадцатилетку запланировано
на 2007 год. А Прибалтика, Украина, Беларусь, Узбекистан уже
осваивают новые программы. Во многих западных странах уже
давно дети начинают учиться с шести лет, а в некоторых даже
с пяти.
У нас решение о начале эксперимента по переходу к двенадцатилетнему
образованию было принято в августе 2001 года. Бурное обсуждение
реформы шло летом и осенью следующего года, в этом же году
был создан Республиканский центр проблем двенадцатилетнего
образования. А в январе этого года правительство обсудило
концепцию перехода на новый срок обучения и вернуло ее на
доработку.
Министерство образования и науки должно представить во втором
квартале экономическое обоснование и определить суть профильного
обучения в старшей ступени. Кстати, о последнем тоже было
немало споров, в ходе которых выяснилось, что многие путают
профильное обучение (то есть углубленное - определенных предметов)
с профессиональным. Последнее по-прежнему останется в техникумах
и колледжах, куда можно будет поступать после десятого класса.
Причем, по словам Алмы Абылкасымовой, предположительно 60
процентов учащихся после десятого класса пойдут в профтехшколы,
колледжи и лицеи.
На учебный эксперимент в республиканском бюджете уже на следующий
учебный год выделено 4 миллиона 285 тысяч тенге. В эксперименте
участвуют 56 школ во всех областях республики - 54 государственные
и две негосударственные (эти частные школы взяли на себя финансирование
проекта). Уже сейчас идет поисково-педагогический эксперимент,
изучаются способности, возможности детей, их готовность к
обучению в двенадцатилетней школе. Активно знакомятся педагоги
с опытом России и других стран, от соседей привезено немало
литературы на эту тему.
В центре ищут учителей и методистов, которые могли бы представить
учебную литературу нового поколения для двенадцатилетки. В
республике немало творчески работающих педагогов, которые
могли бы внести свою лепту в написание пробных учебников.
Если вспомнить, что к одиннадцатилетке в бывшем СССР шли с
1966 года и перешли на нее только в середине 80-х годов, то
ждать скорой двенадцатилетней программы обучения, видимо,
надо не скоро.
|