14 февраля 2003
№ 06 (246)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мир
     Мнения
     Спорт
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо  Поиск по сайту
    Мир 

Тегеран - 2003:
от Хомейни до Хатами

Ботагоз Сейдахметова

В результате революции 11 февраля 1979 года в Иране была свергнута власть шаха и установлена теократическая республика. Сами иранцы считают, что в их стране впервые в мире установлена так называемая “религиозная демократия”.
Исполнилось 24 года дерзкому эксперименту “великого гуманиста современности” аятоллы Хомейни в отдельно взятом исламском государстве Персидского залива

Религиозная
демократия
Собственно, суть такой демократии сводится к одному - законы, принятые и утвержденные в правительстве страны, не должны противоречить законам ислама. Каким образом возможно сочетание двух на первый взгляд несовместимых понятий светского и религиозного форм правления? По мнению вождя иранской революции и основателя Исламской Республики Иран аятоллы Хомейни, “исламское правление - это правление закона”. Аятолла Хомейни считал, что социально-экономическая и политическая жизнь страны должна базироваться исключительно на принципах ислама, а все основные законы уже определены Кораном и шариатом.

В качестве полезной информации для нашего читателя, приведу выдержки из известной книги вождя - “Исламское правление” (уверена, что труды Хомейни изучают в иранских школах так же тщательно, как некогда в советской школе труды Владимира Ильича Ленина).
Приведу наиболее, на мой взгляд, яркие отрывки из книги аятоллы Хомейни: “Большая часть греха происходит от правящего класса, семьи тирана и развратников, связанных с ними”, “...расточительные королевские церемонии, бесконечные траты, если бы не это постоянное безобразие, национальный бюджет никогда бы не имел дефицита, нам не пришлось бы просить милостыню у Америки и Британии”. “Среди мусульман знание закона и справедливости считается главным качеством для правителя”. “В исламском правлении, не в пример монархическим и империалистическим режимам, нет и намека на необъятные виллы с огромным количеством слуг для руководителей, частные предприятия и другие аксессуары монархии, на которые тратится половина национального бюджета”.
Аятолла Хомейни покинул этот мир спустя десять лет после победы революции и установления в Иране религиозной демократии, которую он проповедовал. Что представляет собой Иран нового века? Как на деле осуществляются заветы духовного лидера Ирана? Я не была в Иране, а потому с особым интересом читаю информацию иранского посольства в Казахстане.
Не хотелось бы обижать друзей из иранского посольства, но чтение замечательного доклада на тему Исламской революции Ирана оставило у меня странное чувство дежа вю. Доклад содержит информацию о великих достижениях во всех сферах иранской жизни, об абсолютном и безоговорочном счастье миллионов простых иранцев, о качественном улучшении благосостояния народа. Отдельной статьей выделено положение иранских женщин, которые “не только соблюдают исламский хеджаб, но и активно участвуют во всех областях жизни страны”, при этом, занимая высокие посты в администрации, иранские женщины не забывают свой долг перед семьей.
Конечно, очень хочется надеяться, что все это на деле так и есть. Но в докладе нет ни слова о проблемах, которые переживает любая молодая демократия (ведь 24 года - это еще не зрелость!), нет ни слова о противостоянии двух ведущих политических течений в стране. В докладе дан общий и расплывчатый анализ внешней политики государства.
Возможно, абсолютный позитивизм в официальных оценках деятельности власти - это особенность восточного менталитета. Как бы то ни было, все это странным образом возвращает память в светлые годы моей юности. Тогда с высоких трибун на съездах единственной, Коммунистической, партии Советского Союза говорились высокие речи о достижениях народного хозяйства и преимуществах социалистического строя.

Урановые рудники
на “оси зла”

Американский президент Джордж Буш еще в начале прошлого года причислил Иран к своей “оси зла”. Напомню, что эта “ось” включает еще Ирак и Северную Корею - страны, которые Соединенные Штаты подозревают в создании оружия массового поражения.
Реакция Тегерана не заставила себя ждать. Лидер консерваторов аятолла Хоменеи не жалел красок в высказываниях: “В мире есть не один сатана, но Америка - это истинно Великий Сатана”. “Иранский народ выступает против режима, который добивается всемирного господства, который говорит о демократии - и в то же время поддерживает Израиль, нарушающий права человека, и не задумывается о положении пленных афганцев и жителей других государств”. Хоменеи обратился ко всем исламским государствам с просьбой “очнуться” и осознать, что им угрожает “новый крестовый поход”.
Не такими резкими были высказывания президента-реформатора Мохаммада Хатами. Однако, несмотря на внутриполитические проблемы, вызванные расколом между консерваторами и реформаторами, антиамериканские и антиизраильские настроения в стране получили новый виток.
Именно по этой причине прошлогоднее празднование очередной годовщины Исламской революции, по сути, превратилось в массовый митинг протеста, в котором приняли участие более миллиона человек. Демонстранты скандировали: “Да здравствует Исламская революция!” (не правда ли, знакомый до боли лозунг для тех, кто имел счастье участвовать в советских парадах?), “Долой Америку!”, “Долой Израиль!”
Напомню, что таковым было празднование дня революции ровно год назад. Несколько иная ситуация сегодня. Ситуация вокруг ближайшего соседа Ирана - Ирака приковала внимание всего мира к Персидскому заливу.
В понедельник, 10 февраля 2003 года, в эфире национального телевидения президент Ирана Мохаммад Хатами заявил, что Иран намерен использовать передовые технологии для мирных целей, включая и достижения в ядерной индустрии. В частности, как сообщил иранский президент, Иран намерен начать разработку урановых рудников недалеко от города Язд и построить фабрики по переработке урановой руды в Исфахане и Кашане. По словам Хатами, ядерная программа 70-миллионной страны контролируется Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) и является законным правом иранского народа.
Возникает законный вопрос: как заявление иранского президента о производстве ядерного топлива скажется на дальнейших отношениях с США?

Вчерашний враг
Восьмилетняя война Ирака против Ирана, конец которой поставила в августе 1988 года соответствующая резолюция ООН, истощила силы обеих сторон. И не только. Боевые действия между Ираном и Ираком на протяжении всей войны отразились на международной торговле нефтью, стороны топили нефтеналивные танкеры нейтральных государств.
Другое, более важное последствие войны - это наличие химического и биологического оружия в регионе Персидского залива.

Чрезвычайный
и Полномочный Посол
Ирана в РК г-н Саффари

Как заявил Чрезвычайный и Полномочный Посол Исламской Республики Иран в Казахстане доктор Мортаза Саффари: “Для нас Ирак - это особый случай. Между нами была восьмилетняя война, и мы на самом деле были жертвой оружия массового поражения, которое Ирак использовал против нас и вокруг которого сейчас столько событий и заявлений”. “У Ирана всегда была абсолютно точная позиция по отношению к Ираку. Мы всегда по отношению к любой стране считали и будем считать, что любые проблемы можно решить на политическом уровне, мы против войны”.
“Позиция Ирана по отношению к Ираку такова: мы считаем, что Ирак должен разоружиться при помощи международных организаций, таких как ОБСЕ, ООН. Но в то же время мы считаем одностороннюю позицию США в отношении Ирака неправильной. Война принесет нестабильность в регион и во все мировое сообщество”, - заявил доктор Мортаза Саффари.

Тегеран - Астана
Торгово-промышленный оборот между Ираном и Казахстаном в 2002 году составил 500 миллионов долларов, сообщил казахстанским журналистам иранский посол. Более того, с учетом историко-культурной и религиозной общности наших народов на пути сотрудничества наших стран нет никаких преград.
Правительства трех стран - Казахстана, Туркменистана и Ирана, а также ряд зарубежных компаний рассматривают возможность строительства нефтяного трубопровода на территории этих трех государств. По данным посольства Ирана, “техническое обоснование по данному проекту делала французская компания TotalFinaElf”. Уже сейчас по данному проекту есть договоренности с японскими компаниями, которые готовы его инвестировать. “В нашей стране, - заявил посол, - есть все возможности для того, чтобы отправлять казахстанскую нефть на мировые рынки по приемлемым ценам”.
По официальным прогнозам иранской стороны, новый нефтяной трубопровод между Ираном и Казахстаном сделает возможным в 2004 году экспорт казахстанской нефти в Иран в объеме более 500 тысяч баррелей в день. “Обмен нефти с Казахстаном начался в январе 2002 года. Ежедневно в Иран доставлялось 20 тысяч баррелей нефти. На сегодняшний день объем экспорта казахстанской нефти составляет 50 тысяч баррелей в день”, - сообщил г-н Саффари.
Казахстанская нефть поставляется танкерами через порт Актау в иранский морской порт Амирабад. По данным доктора Саффари, Иран, являясь членом организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК), добывает 3,5 миллиона баррелей нефти в год. При этом 1 миллион баррелей приходится на внутренние потребности Исламской республики, а 2,5 миллиона баррелей отправляется на экспорт.
“Мы надеемся, что в дальнейшем торгово-промышленный оборот между двумя странами возрастет. Кроме того, между Казахстаном и Ираном давние отношения в сельскохозяйственной отрасли. Иран является главным покупателем казахстанского зерна и металла”.
В течение первой половины этого года намечается создание совместного предприятия по производству городских автобусов. Переговоры по этому поводу в настоящее время ведутся между иранской компанией “Иран - Ходров” и акиматом Алматы.

Вернуться назадОбсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп