14 февраля 2003
№ 06 (246)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мир
     Мнения
     Спорт
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо  Поиск по сайту
    Исследования 

Почта и банк: два в одном

Есть в слове “почта” нечто ностальгическое. Газеты и журналы, письма от родных и друзей, открытки с поздравлениями к праздникам... Где это все? Кажется, что почтовые ящики утратили свое первоначальное предназначение, периодика перекочевала в киоски и на газетные развалы. Конечно, и письма пишут, и подписку оформляют. Например, в прошлом году было зарегистрировано 14 миллионов простой письменной корреспонденции. Считайте, каждый казахстанец за год написал одно письмо. Нельзя сказать, что причиной снижения почтовой активности населения стали оборванные связи: люди по-прежнему общаются, только иными способами. Телефон, электронная почта позволяют экономить время, однако никогда “мыло” не заменит письма, полученного по обычной почте. О возрождении почты не только в ее былом значении, но и в новом качестве - как уникального финансового института, более того, как культурного и торгового центра в сельской местности - думает и руководство ОАО “Казпочта”. И основания для надежд есть: на этой неделе глава государства подписал Закон “О почте”, который, считают его разработчики, даст импульс для развития казахстанской почты. Об этом мы сегодня беседуем с председателем правления ОАО “Казпочта” Аркеном Кенесбековичем Арыстановым

- Аркен Кенесбекович, насколько велика была необходимость принятия специального закона, регулирующего деятельность почты как финансового института, ведь в таком качестве “Казпочта” работает, кажется, три года?
- До последнего времени мы руководствовались Законом “О связи” от 18 мая 1999 года. В основном он регулирует отношения в области телекоммуникаций, то есть написан больше под ОАО “Казахтелеком”. В Законе “О связи” раскрываются лишь некоторые общие положения, касающиеся почтовой деятельности, не отражающие специфику отрасли.
Кроме того, Закон “О связи” не отвечал требованиям рыночной экономики, не учитывал технические и экономические изменения, которые произошли за последние годы в стране и почтовой отрасли.
Также мы руководствовались в своей деятельности постановлением правительства Республики Казахстан №661 “О мерах по стабилизации и финансовому оздоровлению почтовой отрасли” и №1716 “О программе развития почтовой отрасли и формирования почтово-сберегательной системы на 2000-2003 годы”. Но это подзаконные акты, что недостаточно для регулирования правоотношений, возникающих в процессе деятельности операторов почты.
Создание и дальнейшее развитие ОАО “Казпочта”, появление рынка операторов почты, конкурирующих между собой за привлечение клиентов, вступление Казахстана во Всемирный почтовый союз диктовало необходимость в разработке отдельного закона, касающегося исключительно деятельности почты.

- Но ведь все почтовые отправления осуществляются через “Казпочту”. Кто может составить вам конкуренцию?
- На самом деле мы не являемся монополистами ни в денежных переводах - сейчас переводами занимаются и банки, и такая известная компания, как Western Union, с ней мы находимся в партнерских отношениях - ни в доставке посылок, ни в ускоренной доставке почты: здесь мы конкурируем с DHL, с “Пони-экспресс”. Теперь по новому закону вводится такое понятие как национальный оператор почты, юридическое лицо, учредителем которого является государство. Это задает почте новый, достаточно высокий уровень работы. Теперь этот уровень нужно удержать, для этого есть все условия. Если вспомнить ситуацию пяти-шестилетней давности, когда люди стали меньше отправлять посылок, открыток, телеграмм, к тому же в 1996 г. к Народному банку перешли функции по выплате пенсий, почта тогда сразу лишилась большого оборота средств. Не выплачивались налоги, заработная плата, сокращалась почтовая сеть. И все же мы смогли стабилизировать и выровнять ситуацию.

- Три года назад почте разрешили оказывать населению кое-какие финансовые услуги. Это помогло вам поправить положение?
- Когда было создано акционерное общество, перед нами была поставлена задача перейти на самоокупаемость, тогда же правительством и Национальным банком РК нам было разрешено заниматься отдельными видами банковских операций. В отличие от банков у “Казпочты” очень развитая сеть, которую мы сумели сохранить и расширить. Ведь в любом крупном селе обязательно существовало почтовое отделение. Мы по-прежнему оказывали традиционные почтовые услуги и в то же время стали выдавать пенсии и пособия, выплачивать заработную плату организациям, принимать плату за коммунальные и другие услуги, осуществлять прием налоговых платежей, принимать депозиты, заниматься переводами денег. В общем, мы заполнили вакуум, который образовался после ухода из сельской местности филиалов Народного банка с 1998-2000. Благодаря этому, сложился баланс средств, и мы смогли закупить оборудование, компьютеры, вовремя выплачивать зарплату. Главное, мы смогли сохранить почту - уникальную почтовую сеть, охватывающую всю страну.
Я уже говорил, что подзаконные акты, каким является, например, постановление правительства, не могли создать правового поля для финансовой деятельности почты. В конце прошлого года, точнее, 28 декабря 2002 года, были внесены изменения в Закон “О естественных монополиях”. Согласно поправкам к сфере деятельности почты как естественной монополии относятся только общедоступные услуги почтовой связи. В Законе “О почте” дается расшифровка этого понятия: это простая письменная корреспонденция и почтовая карточка, то есть открытка. Именно эти услуги можно отнести к социально значимым функциям почты. И тарифы на них будут регулироваться антимонопольным агентством. Здесь мы действительно являемся монополистами, поскольку ни одна компания не станет этим заниматься себе в убыток. Во всех остальных случаях почта может сама устанавливать цены на услуги. Закон “О почте”, таким образом, снимает юридические коллизии с антимонопольным законодательством.

- Вы подчеркнули, что конкуренция на почтовом рынке достаточно жесткая. А теперь вам придется конкурировать еще и с банками. Что вы можете предложить потребителю, чтобы он выбрал именно вас?
- Разумеется, мы стремимся завоевать рынок, но это можно сделать, только предлагая качественные услуги. Если наш клиент готов заплатить другому оператору дороже за ту же услугу, значит, мы не доработали. Вот уже три года мы делаем все для того, чтобы привлечь клиентов. Провели модернизацию оборудования, приобрели автомашины, коллектив сохранили, даже увеличили штат, начали стабильно выплачивать зарплату, провели обучающие семинары. Параллельно мы работаем над расширением спектра услуг. Мы хотели бы, чтобы почта стала своеобразным сельским центром, ведь 82 процента наших почтовых отделений приходится на сельскую местность. В настоящее время, когда принята программа по развитию села, мы можем внести большой вклад в это нужное дело. Представьте, человек, придя на почту, сможет получить пенсию, оплатить коммунальные услуги, переслать деньги детям-студентам или положить деньги на депозит, купить газету, отправить письмо или открытку по электронной почте - мы собираемся при почтовых отделениях открыть интернет-кафе. Со временем при отделениях заработают библиотеки: нет у человека возможности выписывать газеты и журналы, почитает на почте...

- Это возможно лишь тогда, когда люди имеют хоть какие-нибудь деньги. Вы проводили мониторинг, есть ли у сельчан потребность в финансовых услугах?
- Конечно, есть. Сейчас на селе бурно развиваются малый бизнес, крестьянские хозяйства. Нужно осуществлять платежи, перегонять деньги партнерам. Примут закон о земле, у людей появится земельная собственность, будет еще один повод обращаться к нам. Мы собираемся ввести такие услуги, как “Товары-почтой”, “Книга-почтой”. Отпадет нужда ехать в город за любой вещью, если ее можно будет выписать с доставкой на дом. Можно будет вести деловую переписку с партнерами, связаться с родственниками в любой точке земного шара по электронной почте.

- Вы получили право самостоятельно устанавливать тарифы на свои услуги. Не означает ли это, что цены сразу подскочат? Вообще, как новый закон защитит потребителя?
- Устанавливая цены на свои услуги, будем ориентироваться на рынок. И здесь можно проявить гибкость: где-то пойти на уступки. Что касается защиты прав потребителей, то законом предусмотрена ответственность за ненадлежащее предоставление почтовых услуг: за утрату отправления, недостачу, нарушение упаковки. В областях созданы управления почтовой безопасности, действуют телефоны доверия, мы даже возродили книги жалоб и предложений для того, чтобы оперативно реагировать на запросы клиентов. Все почтовые отделения оборудованы вывесками и указателями на казахском и русском языках, все работники имеют именные бэйджи.

- А как вы будете защищать своих вкладчиков? Предусмотрено ли страхование вкладов, подобно тому, как это сделано в банковской системе?
- Вообще, надо понимать, что почта - это не банк в его чистом виде. Концепция, заложенная в Закон “О почте”, направлена на создание почтово-сберегательной системы, то есть национальный оператор почты, не являясь банком второго уровня, может оказывать отдельные виды банковских услуг на основании лицензии Национального банка. Вокруг вопроса об обеспечении сохранности и возвратности вкладов населения возникли особенно острые споры. Прошло три заседания правительства по этому вопросу. Участниками системы гарантирования вкладов могут быть только банки второго уровня, которым запрещено заниматься иной, кроме банковской, деятельностью. Фонд выдвигает к своим участникам такие требования, которые может выполнить только банк. К тому же у них есть ограничения по возвращаемой сумме. В законе была принята редакция правительства: государство обеспечивает сохранность вкладов населения, привлекаемых национальным оператором почты, путем вложения этих средств в государственные ценные бумаги и другие высоколиквидные финансовые инструменты. Вкладчик должен знать, что деньги, которые он кладет на депозит почты, номинированы в ценные бумаги. Мы не занимаемся кредитованием, что имеет большую долю риска. Кроме того, национальный оператор почты не подлежит приватизации. Это главный плюс. Конечно, ставка вознаграждения у нас будет ниже, но надежности больше. В конце концов, не все гонятся за ставками. Открыть депозит все же лучше, чем держать деньги дома: и безопаснее, и проценты набегают.
Так что у казахстанской почты - большие перспективы, которые открывает только что принятый закон. Мы все полны желания работать добросовестно, творчески, максимально приближаясь к каждому жителю нашей страны.

Интервью вела
Светлана Грибанова
Вернуться назадОбсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп