Революционеры поневоле
Сергей Волков
Субъективный пересказ истории
парламентаризма в РК
(Продолжение.Начало
см. в №41 и 42 )
Часть 3.
Работа в двух веках: что осталось на века?
Про нынешний парламент вроде бы и писать еще неудобно. Как
сказал один мой коллега: - А как про них (про депутатов -
С.В.) писать, - они же все еще живые?! - С другой стороны,
иллюзия того, что до современных парламентариев - рукой подать,
явно подталкивает к упрощению их образов. Мол, как можно серьезно
разбирать политическую платформу мажилисмена Х, когда все
помнят, как он хрустел стаканами; или верить сенатору Y, когда
его чуть не каждый день показывают по TV.
И
уж совсем расслабляют недавние воспоминания о том, как осенью
1999 года по Алматы и Астане бегали люди с выпученными глазами
и плотно набитыми карманами, предлагая любому журналисту зеленые
денежные знаки за добротные материалы о тех или иных кандидатах
в депутаты. Слышал, что даже были случаи, когда деньги предлагались
за то, чтобы о каком-нибудь потенциальном народном избраннике
не писали вовсе: ни хорошего, ни плохого. Скорее всего, подобное
могло происходить уже в конце предвыборной гонки в парламент
РК 2-го созыва. Некоторые PR-щики могли испугаться, что дополнительные
порции публикаций об их клиентах могут только помешать, -
народ к тому времени уже озверел от информации о “достойных”
и “недостойных” сынах земли казахстанской.
Главным отличием тех выборов стало то, что маленькую часть
депутатов мажилиса избирали по партийным спискам. Всего таких
избрали 10. Немного, но власть решила, что для первого раза
этого будет достаточно. Непонятно только, почему парламент
2-го созыва так до сих пор и не принял поправки в соответствующее
законодательство, дабы увеличить к следующим выборам квоту
парламентариев, избираемых по партийным спискам. Или там ждут
“взмаха флажка” от президента?..
Канули
в Лету СНЕК, ПНЕК и т.д. Появились партии, которые при первом
взгляде на них были весьма похожи на зарубежные аналоги. К
ним можно отнести “Отан”, Гражданскую, Аграрную партии. Ну
и коммунистов, конечно. Куда же без них. Все, как в цивилизованных
странах.
“Отановцы”, набрав больше всего депутатских голов (и по партийному
списку, и по одномандатным округам), тут же стали окучивать
“беспартийных” и “независимых” парламентариев на предмет присоединения
последних к ним. Дело пошло лихо и будь у нас парламентская
республика, “Отан” мог спокойно претендовать на звание “партии
большинства”. Со всеми вытекающими отсюда премьерскими возможностями.
Но какие наши годы! - глядишь, со второго раза (и после соответствующих
поправок в Конституцию и законы РК) перед “отановцами” загорится
зеленый свет на формирование правительства.
А в 2000 году, в январе, новоявленные депутаты и думать не
могли о каких-то политических преференциях для себя. Они дружною
толпою влились в список жителей Астаны, выслушали приветственную
речь президента страны и принялись работать.
Надо
сказать, что парламент РК 2-го созыва сразу же потерял безусловно
лучшего своего депутата. Слишком рано из жизни ушел Марат
Оспанов. Этот человек и политик с большой буквы был не только
одним из немногих, кто буквально дотащил на своих плечах до
финиша предыдущий парламент, но и единственным непререкаемым
кандидатом на пост “президента РК N2”. Его потеря чувствуется
в казахстанской политике до сих пор...
Ну а те, кто берегли свое здоровье на работе, принялись делить
комитеты в мажилисе и сенате. И что характерно, т.н. политические
“агашки” не ринулись занимать места в, к примеру, комитете
по аграрным вопросам или комитете по социально-культурному
развитию. Нет. Они пошли трудиться на благо Отчизны в комитет
по международным делам, обороне и безопасности. И действительно:
куда приятней ездить по миру на всякого рода ассамблеи, встречать
зарубежных депутатов дома и допрашивать руководителей МИДа,
Минобороны и Национальной безопасности, чем считать и пересчитывать
пенсии, ругаться с министром труда и выезжать в регионы, чтобы
спросить: - Как живешь, крестьянин?
Именно так и поступили разные по политическим убеждениям,
но верные своим желаниям “агашки”. В мажилисе среди них были
замечены: Серикболсын Абдильдин, Кайролла Ережепов, Уалихан
Калижанулы, Владислав Косарев, Юрий Лавриненко, Шарип Омаров,
Николай Щербинин и др. В сенате: Жабайхан Абдильдин, Аманжол
Булекпаев, Юрий Окшин, Иван Щеголихин. Извините, если
кого упустил.
Вы
скажете, что фамилии некоторых сенаторов слышите впервые.
Так вот такие у нас сенаторы. Выбираем-то их не мы. Засим
и знать нам необязательно. Вот такой у нас сенат...
Кстати, информационный вакуум вокруг казахстанского сената
2-го созыва - еще гуще, чем был вокруг аналога 1-го созыва.
То ли он и правда уже никому не нужен (даже исполнительной
власти), то ли нынешние сенаторы слишком буквально восприняли
шутку про то, что они - “списанные в политический утиль субъекты”,
бывает же такое!
Не оживило картины сенатского “сидения” и произошедшее недавно
драматическое действо по выборам 16 депутатов сената (у “старых”
срок истек). Вообще-то, сенаторов в парламенте 2-го созыва
больше - почти 40 человек. Но одних выбирали на один срок,
других - на другой. А третьих так президент страны сам назначил.
Вот такой “политический компот” получается.
После чего уже не важно, что казахстанских сенаторов, если
и выбирают, то только депутаты региональных представительных
органов власти. Эдакая форма “выборщиков”. Мол, депутатов
маслихатов выбирает народ, а маслихатсмены - сенаторов. И
кто говорит: - Плагиат! - мы отвечаем: Традиция!
Так вот, эти самые “выборщики” в количестве 3153 человек на
всю страну и выбрали в начале октября 16 сенаторов (по одному
от области, плюс депутаты от Астаны и Алматы). Из них только
четверо “старики” - т.е. уже являлись сенаторами. Остальные
в большинстве своем абсолютные новички в политике. Да и трудно
представить себе политиком, к примеру, директора технологического
колледжа, секретаря городского маслихата, председателя правления
ЗАО. А такие депутаты теперь в нашем сенате есть.
А ведь раньше, помнится, в наш сенат приходили академики,
писатели, бывшие послы и даже госсекретари...
Если же вернуться к более видимой части парламента 2-го созыва
- мажилису, то можно отметить, что “главный поставщик депутатских
новостей” неплохо выполняет свою роль. Партийные фракции,
депутатские группы, независимые депутаты - созданию этих фантомов
было посвящено чуть более года ценной мажилисменской жизни.
Совсем немного времени депутаты потратили на избрание руководящего
состава мажилиса.
Жармахан Туякбай стал его председателем, а Мухамбет
Копей - заместителем. В бюро нижней палаты парламента
2-го созыва вошли руководители постоянных комитетов нижней
палаты:
* Сергей Жалыбин - комитет по законодательству и судебно-правовой
реформе;
* Зауре Кадырова - комитет по социально-культурному
развитию;
* Шарип Омаров - комитет по международным делам, обороне
и безопасности;
* Еркин Рамазанов - комитет по аграрным вопросам;
* Тито Сыздыков - комитет по вопросам экологии и природопользования;
* Иван Чиркалин - комитет по экономической реформе
и региональному развитию;
* Каратай Турысов - комитет по финансам и бюджету.
Интересно, что из всего состава “олимпийцев” (не считая, конечно,
господ Туякбая и Копея, которым по должности положено
“торчать в кадре”), никто за почти 3 года работы толком и
не засветился. Хотя казалось, что председателям комитетов
мажилиса и “карты в руки”. Они же могли пропагандировать идеи
и проекты законов, созданных в их комитетах. Они могли публично
оценивать работу правительства. Они, наконец, могли приветствовать
или осудить особо резкие выступления оппозиции. Они могли
почти все. Но неуемная скромность, обуявшая их с первых дней
руководящего труда, задвинула этих председателей на задворки
общественного интереса. Кабинетные беседы и споры оказались
им ближе настоящей политической работы.
А вы еще спрашиваете, почему в нашей республике так мало настоящих
политиков?
Но “свято место” долго пусто не бывает. Если членам бюро мажилиса
нечего говорить, а председатель палаты и его боевой заместитель
старательно изображают из себя сугубо технических бастыков
(которые больше увлечены регламентом и отключением мобильных
телефонов в зале заседаний), на первый план обязательно выходят
депутаты из породы “горластых”. Им, как и их предшественникам
по этому подотряду, даже не важно ЧТО говорить; главное -
КАК. С душевным напором, изменением интонаций, с повышением
голоса до верхнего “ля”, активной жестикуляцией. А иногда
даже с подозрением на еле сдерживаемую слезу.
Эти “актеры”, почти все, изображают из себя т.н. “независимых”
депутатов. Хотя известно, что самые крикливые из них активно
дружат с финансово-промышленными группами (ФПГ). И для знающих
людей очередной вопль подобных “независимых” не более чем
информационное сообщение от конкретной ФПГ: - Теперь мы будем
добиваться того-то или этого!
Но простые-то избиратели этого закулисья не знают. И только
качают головой, увидев в теленовостях, как знакомый дядька
с депутатским значком на дорогом пиджаке и при шикарном галстуке
разоряется на счет демократии, пенсий, компрадорской экономики
и чиновников-жуликов одновременно. А старушки утром на скамейках
еще жалеют его: - совсем плохо выглядит, наш-то болезный...
Неужели только ради этих слов работают и получают (заметим:
весьма неплохую. - С.В.) зарплату подобные “независимые” депутаты?
Ведь, честно говоря, мы их туда посылали законы принимать.
А вот с законами-то... Ну не беда, конечно, но тихий застойчик.
Из 328 законов, принятых нынешним парламентом за три сессии,
только 55 можно отнести к основным. 103 закона оформлены в
порядке внесения изменений и дополнений в уже существующие
законодательные акты. Больше же всего законов - 156 - это
ратификация международных соглашений. Еще 14 законов - это
документы, официально подтверждающие утрату или введение в
действие государственных документов.
Такова работоспособность у парламента 2-го созыва.
При этом депутаты умудряются жаловаться на низкое качество
законопроектов, приходящих из правительства (что правда, то
правда: документы эти чаще всего слабые). И абсолютно забывают,
что у них самих есть право законодательной инициативы. За
годы неустанных трудов нынешние мажилисмены предложили коллегам
рассмотреть только 90 “собственноручных” проектов законов.
При этом только 31 подобный документ одобрен мажилисом и отправлен
в сенат. Остальные потерялись в дебрях законодательной жизни.
Тут уж и не знаешь на кого пенять: на правительство или парламент?
В принципе, все т.н. основные законы, принятые парламентом
2-го созыва, и сегодня еще на слуху. Всего их, как вы помните,
55. Но вспомнив, сколько законопроектов перед каждой сессией
(а их полностью прошло уже три) президент РК объявлял приоритетными,
можно сделать вывод, что депутаты слушаются только главу государства.
И то как-то странно. Ведь, например, на 3-ей сессии до некоторых
приоритетных законопроектов парламентские руки так и не дошли...
Вот так и живет наш сегодняшний парламент. Коммунисты вдруг
оказываются ярыми защитниками олигархических революционеров
с уголовным будущим. Член провластной центристской партии
неожиданно заявляет, что он на самом деле правый либерал,
и выходит из нее; а потом обижается, когда его просят сдать
депутатский мандат. Часть депутатов просто спит, даже перед
телекамерами. А члены правительства на третьем году существования
парламента РК 2-го созыва имеют наглость приходить в гости
к депутатам абсолютно неподготовленными.
Как говорится, за что боролись, тем по морде и получили...
Единственным же осязаемым и эффективным результатом работы
нынешнего парламента может стать законодательная подготовка
новых выборов в новый парламент. Закон “О политических партиях”
уже принят. Осталось только изменить закон “О выборах” и слегка
подправить Конституцию РК. И тогда “переходный период” в стране
закончится. У нас, наконец-то, появится профессиональный парламент
с жесткой партийной градацией, вразумительными политическим
спорами и отсутствием истероидных субъектов. Примут такие
поправки сегодняшние депутаты - честь им и хвала. Будут пытаться
затянуть этот процесс и пожелают цепляться за парламентские
кресла - их не только история рассудит, но и мы, их избиратели,
осудим.
А продолжение, возможно, последует...
|