18 октября 2002
№ 42 (230)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мир
     Мнения
     Спорт
     Люди
     Культура
     Красная бурда

 

 

     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
      Власть прошлого  

Революционеры поневоле

Сергей Волков

Субъективный пересказ истории парламентаризма в РК

(Продолжение.
Начало см. в №41)

Часть 2-я:
“Тихо, мирно,
незаметно в дверь
истории войдя...”

Итак, век Верховных Советов в республике закончился. И в 1996 году началась эра (а может быть, и небольшой исторический промежуток - кто его наперед знает?) двухпалатного парламента, состоящего из двух палат: низенькой - мажилиса и высокенькой - сената.
Напомню, что к тому времени парламентское движение уже потеряло таких славных бойцов, как Петр Своик, Ермухамет Ертысбаев, Виталий Воронов, Салык Зиманов, Татьяна Квятковская. Все они по разным причинам расстались на тот момент с депутатскими претензиями. И не всегда по своей воле.
Надо признать, что парламентаризм в Казахстане от этих потерь сильно пострадал. Потому что именно эти люди были фактическими “первоисточниками” профессиональной политической деятельности в стране. Именно они своей въедливостью, желанием и умением дискутировать, кропотливой законотворческой деятельностью заложили в общественном сознании республики в целом и своих коллег в частности стойкую мысль о том, что депутатская работа может быть интересной и полезной для народа.
С другой стороны, в парламенте, теперь уже двухпалатном, можно было увидеть и Оразалы Сабденова, Марата Раева и других опытных уже депутатов, которые вместе съели не один пуд парламентской соли. Правда, не все из них были достойны высокого звания “народный избранник”
И как тут не вспомнить, что появлялся на депутатском небосклоне и Тохтар Аубакиров. Правда, достаточно быстро политические, а затем и бюрократические игры первому казахскому космонавту надоели, и он отошел от активной публичной политики. Все-таки, видимо, тяжело, посмотрев на нашу небольшую Землю из высокого безвоздушного пространства, возвращаться к ее каждодневной суетности и человеческой несправедливости...
Бывший когда-то парламентарием Ермухамет Ертысбаев в своей книге “Казахстан и Назарбаев: логика перемен” вывел следующую формулу эволюции политической системы нашей страны:
1-й этап - парламентская республика (апрель - ноябрь 1991 г.);
2-й этап - полупрезидентская республика (ноябрь 1991 г. - январь 1993 г.);
3-й этап - президентская республика (январь 1993 г. - март 1995 г.);
4-й этап - суперпрезидентская республика (март 1995 г. - ...).
Когда последний в нашей истории Верховный Совет ранней весной 95-го прекратил свое существование, до начала работы нового высшего законодательного органа страны оставалось целых 10 (!) месяцев. Но об этом тогда еще никто не знал. Ведь до того как начать выбирать свежих депутатов, надо было для начала принять новую Конституцию РК. Она должна была окончательно расставить на казахстанском политическом поле президента и парламент.
Кстати, понятие “парламент” впервые официально было закреплено именно в Конституции РК, принятой 30 августа 1995 года на всенародном референдуме. Причем “за” этот документ проголосовали 81,9 процента казахстанцев, принявших участие в референдуме. Только после этого президент страны Назарбаев подписал Указ “О выборах в Республике Казахстан”, согласно которому процесс рекрутизации в двухпалатный парламент состоялся в декабре этого столь бурного года.
При этом глава государства в общем не скрывал своей стратегической цели. В те дни он публично заявил: “...уходит в прошлое идея сосредоточения всей власти в руках Советов. Создана реальная возможность полностью изжить элементы советской государственной системы и перейти к современному парламентаризму”. Весьма дерзкое заявление для 1995 года! Особенно учитывая настроения, бурлившие в то время в обществе.
Это сегодня, отмечая очередную годовщину Конституции РК, Нурсултан Назарбаев откровенно пожаловался на то, что последний Верховный Совет жил по принципу “Мы издаем хорошие законы, а правительство пусть их выполняет, как хочет”. Понятное дело, что при нарастающем тогда хаосе в экономике верховной власти не хватало только законодательного бардака, стимулируемого депутатами. И все потому, что большинство тогдашних “слуг народа” продолжали играть “в перестройку”, вместо того чтобы начинать строить современное государство с развитыми рыночными отношениями и действенными демократическими институтами.
Президент и исполнительная власть рассчитывали, что в случае с парламентом, состоящим из сената и мажилиса, им без труда удастся принимать те законы, которые им были нужны. Но не все так получалось, как хотелось. Хотя их основные надежды новый законодательный орган страны оправдал.
Безусловно, можно согласиться с большинством политологов, утверждающих, что состав парламента РК 1-го созыва был самым тишайшим из всех, которые существовали или существуют в Казахстане. Депутаты того времени безропотно присваивали указам президента страны, вышедшим в период “беспарламентаризма” статус законов РК. Они даже в Астану переехали с песнями и улыбками.
Но даже бытовая неустроенность в новой столице, так приблизившая парламентариев к реальным нуждам простых сограждан, не заставила их стать более “социально жалостливыми” по отношению к народу в период кавалерийской атаки со стороны рыночных отношений.
Именно в тот период высший представительный орган страны принял следующие законы: “Об индивидуальном предпринимательстве”, “О крестьянском (фермерском) хозяйстве”, “О естественных монополиях”, “О государственной поддержке малого предпринимательства”, “О жилищных отношениях” etc. Но я не случайно перечислил данные законодательные акты. Они, несмотря на свою жесткую революционность и определенную полезность для проведения реформ, оказались слишком неудачны с точки зрения количества лазеек для нечестных людей, желавших нагреть руки на казахстанском капитализме.
Впрочем, по-другому и быть не могло. Депутаты парламента РК 1-го созыва со временем вошли во вкус законотворчества. Но при этом “обросли” массой обязательств перед весьма конкретными людьми из правительства, олигархическими группами и даже в отдельных случаях перед представителями криминальных структур.
А вот профессионализма депутатам по-прежнему не хватало. В те годы в парламенте было принято много так называемых “эмоциональных” решений. Серьезные проблемы обсуждались, что говорится, “с голоса”. А количество популистских выступлений хоть и сократилось по сравнению с последним Верховным Советом, все равно занимало львиную долю рабочего времени депутатов.
В общем, это был типичный парламент “переходного периода”. От него, в первую очередь, требовалось принимать реформаторские законы, чьи проекты проходили экспертизу в правительстве. И он это сделал. За годы своей деятельности “первосозывные” депутаты приняли около 500 законов страны.
Также парламентариям вменялось слегка “выпускать пар” из общественных масс, весьма обалдевших от стремительного наступления капитализма. Особо пострадавшие от внезапно объявившихся рыночных отношений казахстанцы тысячами обращались со своими бедами или к президенту или в парламент.
После чего глава государства при каждой встрече с представителями СМИ подчеркивал, что он в курсе проблем простых сограждан; а депутаты - засыпали правительство грозными, но бесполезными запросами, на которые чиновники отвечали через пень колоду. И все были довольны: исполнительная власть - потому что она теперь лишь изредка слышала народ, парламентарии - потому что они были нужны народу, а сам народ - потому что о нем хоть кто-нибудь помнил.
А еще парламент 1-го созыва стал отличным подспорьем для строительства в республике единой вертикали исполнительной власти во главе с правительством. Другое дело, что вертикаль эта с первых дней своего существования стала обрастать гнойной коростой коррупции.
Наряду с упорядочением своей организационной структуры по вертикали исполнительная власть получила и четкую пирамиду извлечения нетрудовых доходов. Каждый чиновник отныне назубок знал, что ему положено, а что нет, кто у него “крыша”, а кто - просто наглый сановный попрошайка.
Депутаты это все видели, но протестовать не стали. Наоборот, некоторые из них попытались встроиться в эту пирамиду...
Нельзя не отметить и тот факт, что большинство сколько-нибудь значимых рыночных законов было принято еще в период с марта 1995 г. по февраль 1996 г. в форме указов президента РК. Было у него тогда такое право - депутатов-то не было никаких: “старых” уже отправили в политическое небытие, а “новых” - еще не подобрали (в смысле, не выбрали). Всего в тот период глава государства принял 136 подобных указов. И только потом парламент переоформил их “под себя”...
Впрочем, одну из главных функций тот парламент выполнил на все 200 процентов. Он смог создать у международного сообщества стойкое ощущение, что в Казахстане идут по пути либерализации политических реформ. А это означало только одно: в нашу страну потекли крупные иностранные инвестиции.
Жаль только, что многие из них растеклись не по отраслям казахстанской экономики. А по единой вертикали исполнительной власти и оффшорным карманам олигархов.
Но что поделать, если в республике бушевал “переходный период”?..
P.S. Если же говорить о самых ярких личностях депутатов “1-го созыва”, то это, без сомнения, Марат Оспанов и Омирбек Байгельди. И даже не потому, что они тогда были руководителями палат парламента (мажилиса и сената, соответственно). А потому что они производили впечатление вменяемых политиков. Политиков, которые, кроме своих тактических целей, видят еще и стратегические задачи государства.
А потому и стали они символами парламента той эпохи.

А продолжение
следует...
Вернуться назад Обсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп