11 октября 2002
№ 41 (229)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мир
     Спорт
     Люди
     Культура
     Красная бурда

 

 

     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
    Власть прошлого  

Революционеры поневоле

Сергей Волков

Субъективный пересказ истории парламентаризма в РК

Сентенция о том, что история делается на наших глазах, - сколь стара, столь и глупа. Хотя бы потому, что она отводит большинству жителей планеты во все времена роль сторонних наблюдателей. Но в том-то и дело, что все мы, в той или иной мере, влияем на историю. И даже излишняя созерцательность народных масс вкупе с обывательским пофигизмом по отношению к политическим (а значит, историческим) событиям - есть скорее признаки собственной позиции в истории, чем покорное отсутствие оных.
С другой стороны, еще Паскаль говорил о том, что если бы нос Клеопатры был кривым, история могла бы пойти иначе. Вспоминая краткую историю независимого Казахстана, то тут, то там натыкаешься на “носы” разной формы и протяженности, и все они в той или иной мере влияли и влияют на нашу жизнь. А мы на них.
Именно с этих позиций и хотелось бы еще раз посмотреть на историю развития парламентаризма в суверенном Казахстане...

Часть 1. Мы их...
Мы новый мир
построим

Случилось так, что в конце 1990 года я из сотрудника академического института превратился в помощника депутата, председателя Комитета по вопросам развития науки и народного образования Верховного Совета Казахской ССР ХII созыва. На официальном слэнге того времени цифровое обозначение парламента советской республики осуществлялось именно через латинские цифры: “I”, “II”, “...XII”, “XIII”. Это потом, уже при написании официальной истории независимого Казахстана, советский и постсоветский парламенты стали записывать привычными арабскими знаками: “1”, “2”, ..., “12”, “13”. А тогда...
А тогда, как это ни прозвучит странным (из-за кажущейся близости событий), все было по-другому. Тогда впервые в нашей республике появились депутаты, работающие на постоянной основе. Т.е. в стране родилась новая профессия - “парламентарий”. И количество и качество депутатов начала 90-х не идет ни в какое сравнение с нынешними. Те парламентарии были более многочисленными и наивными.
Им казалось, что стоит только захотеть, - и мир в Казахстане и его окрестностях почти сразу же изменится. Это святое убеждение, кстати, помогло 360 парламентариям “XII созыва” принять за время своей работы 265 законов, многие из которых не только официально оформили превращение Казахской Советской Социалистической Республики в суверенную Республику Казахстан, но и позволили появиться в стране росткам демократии и рыночных отношений. Ростки эти были маленькие, но они не засохли. И в этом немалая заслуга депутатов Верховного Совета того времени.
И, кстати, тот факт, что поначалу три с половиной сотни парламентариев, избранных на волне перестройки советского общества, вели себя достаточно разумно (хоть и шумно), - безусловное достижение тогдашнего председателя Верховного Совета Ерика Асанбаева. Затем судьба занесла его в кресло вице-президента Республики Казахстан; потом - на место посла в Германии... Сегодня г-н Асанбаев отдыхает и дает редкие, но развернутые интервью.
Не надо забывать также и о том, что начинал тот парламент работать по советским законам и в составе СССР, а закончил свою деятельность уже будучи высшим законодательным органом независимого государства. Тогда все ломалось и строилось почти мгновенно.
Больше ломалось. Тем более что на волне всеобщей суверенизации лучше всего выглядели громко говорящие политики. (А все депутаты в ходе своей работы точно усвоили только одно: они - политики, личности неприкосновенные.) Такие иной раз и президента страны “загоняли в угол” своими вопрошениями и напором.
Разные полюса спектра “громких политиков” проходили в основном через депутатов Ертысбаева, Розе, Перегрина, Воронова - с одной стороны, и Зиманова, Муртазу, Жолдасбекова - с другой. Первые хотели быстрее ввести в республике либеральный рынок класса “ультра-си” и западную демократию. Вторые - желали возрождения самосознания казахского народа, пускай и за счет создания некоторых житейских и политических неудобств для представителей нетитульной нации.
Такого двустороннего давления многие казахстанцы не выдержали. И именно тогда зародилось так называемое “движение на родину”. Наши сограждане переставали быть таковыми в массовом порядке. Но, как оказалось, это были только цветочки. И после 1993 года - даты завершения трудовой деятельности Верховного Совета XII созыва - жители республики нестройными колоннами покидали нашу страну, в силу искусственно стимулированной депутатами любви к своей исторической Родине.
Между радикальными реформаторами земли казахстанской, по исторической закономерности, в том парламенте находились “центристы” или “умеренные”. Они всего хотели умеренно: и появления рынка с демократией, и роста национального самосознания. Больше всего их волновали вопросы эффективности государственного управления вышеупомянутыми процессами.
По их мнению, пускать демократию, самосознание и капитализм на “самотек” для молодой самостоятельной республики - было бы смерти подобно. К такого рода парламентским центристам начала 90-х можно смело отнести депутатов Такежанова, Сабденова, Раева, Айтимову, Джаганову.
Но, как вы помните, в том составе Верховного Совета работали 360 депутатов. А названо пока только 12 из них. Что же делали большинство остальных?
Некоторые из них, как, к примеру, депутаты Дриллер, Своик, активно лоббировали принятие законодательных актов, регулирующих правовые и организационные взаимоотношения в какой-нибудь одной, сугубо новой и специфической сфере государственного или экономического строительства. Поэтому, когда у президента РК возникал вопрос “Кого поставить на пост руководителя свежеиспеченной госструктуры?” ответ был прост - активно проявившего себя депутата.
Но таких было немного...
В основной же массе тот парламент был фактически живым срезом постперестроечного общества. И в этом его историческая ценность. Избранные в эйфории еще советской демократии и проведшие значительную часть работы уже в условиях эйфории от государственной независимости, большинство депутатов Верховного Совета XII созыва (от бывших рабочего до ученого, от партаппаратчика до деятеля культуры, от безработного до директора) искренне считали, что именно с их помощью Казахстан семимильными шагами устремится в заоблачные дали цивилизации. И, кстати, что-то у них получилось...
И все же основная масса тех парламентариев были “ведомыми”. Это не хорошо и не плохо, т.к. это - один из принципов существования любого коллектива, организации или сообщества. Другое дело, что к концу своей деятельности Верховный Совет XII созыва узнал, что его лидеры уже не могут противостоять политическому давлению со стороны главы государства и его аппарата.
Ну с аппаратом еще ясно: он стал активно пополняться за счет самих депутатов. А вот почему в самый ответственный для судьбы того парламента момент его председатель г-н Абдильдин дрогнул перед президентом Назарбаевым, для меня лично большая человеческая загадка.
Это сегодня с небольшого холма истории можно рассуждать о политической разумности или неразумности поступка нынешнего ярого коммуниста товарища Абдильдина. Но тогда... ведь он по статусу был практически равен президенту РК. Недаром по Конституции страны, принятой этим Верховным Советом 28 января 1993 года, в основах конституционного строя было четко прописано, что “право выступать от имени народа Казахстана принадлежит только Верховному Совету и президенту...”. Заметьте очередность в этом коротком списке. Сначала-то идет парламент республики...
И вот в этих условиях, когда в стране началась волна “самороспусков” местных Советов (региональных органов представительной власти - пояснение для нынешних студентов. - С.В.), господин-товарищ Абдильдин элементарно “сдал” своих коллег после очередного разговора с главой государства. И 13 декабря 1993 года Верховный Совет XII созыва объявил себя распущенным. Поддержал, так сказать, “инициативу снизу” и “пожелания сверху”.
Тут необходимо отметить, что официально борьба за роспуск данного Верховного Совета началась с двух “Обращений к народным депутатам РК”, которые подписали их же коллеги. Сначала это были некоторые председатели парламентских комитетов, а затем и еще 43 депутата ВС РК. Среди них отмечу и ряд таких, чьи фамилии до сих пор на слуху: Аубакиров, Нуркадилов, Муртаза, Храпунов, Дуйсекеев и т.д. и т.п. Публично против роспуска Верховного Совета выступили депутаты Чернышев, Ертысбаев, Котельников, Рахыпбеков, Избанов, Такежанов, Манаков, опубликовавшие свое “Обращение народных депутатов РК”, и парламентарии Воронов и Перегрин, также написавшие “Обращение”. Но эти документы, появившиеся на свет в конце ноября - начале декабря, не произвели никакого впечатления на уже запущенную машину переустройства государства...
Вот так основная масса тогдашних парламентариев стала безработной. Те же, кого я упоминал выше, без работы не остались. Кого взяли на высокую или региональную госслужбу, кому - помогли вернуться в родные научные пенаты, а кто сам опять пошел в депутаты.
Но судьба Верховного Совета нового, XIII созыва оказалась еще печальнее. Избранный 7 марта 1994 года парламент, состоявший из 176 депутатов, ровно через год был объявлен Конституционным судом РК нелегитимным и также распущен. Помнится, тогда группа депутатов даже забаррикадировалась в здании парламента, - видимо, в ожидании конституционных танков...
Кстати, резкое уменьшение количественного состава парламентариев (с 360 до 176) оказалось одной из главных ошибок тогдашней исполнительной власти, сполна поучаствовавшей в подготовке соответствующих законодательных актов. Избавившись от многочисленного балласта “ведомых”, Верховный Совет XIII созыва стал, был и остается в современной истории республики самым профессиональным парламентом. Это и стало причиной его преждевременного ухода с политической сцены Казахстана. Он появился слишком рано и в слишком еще разрушенной перестройкой и псевдосуверенными танцами стране. Ему бы потерпеть годков эдак 10...
Первые же скрипки в том парламенте играли известные и почитаемые до сих пор деятели, такие как Зиманов, Ким, Жолдасбеков, Сабденов, Караманов, Баймуратов, Аубакиров, Макалкин...
Так закончилась история существования на казахстанской земле такого института, как Верховный Совет. XIII его созыв и вправду оказался несчастливым и для него самого, и для его членов. Принятая 30 августа 1995 года Конституция РК заменила “ВС” на двухпалатный парламент и опять сократила общее количество депутатов.
Но это уже отдельная история...

Вернуться назад Обсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Вакансии