И так до бесконечности...
Махаббат Узакова
Жания
Аубакирова - музыкант от Бога, который своим мастерством создает
хрупкий мир, сотканный из звуков, заставляющий людей плакать
и смеяться.
Мир, который приоткрывает завесу в страну тайных смыслов,
позволяющих постичь Неизведанное.
Нет абсолютной истины, как есть полутона полутонов, которые
разрисовывают жизнь потрясающими красками...
Она одна из тех, кто изящно рисует неуловимую красоту на холсте
жизни.
Перед важным событием своей жизни - получением Государственной
премии Казахстана - Жания Яхияевна согласилась дать эксклюзивное
интервью для нашей газеты
- Как вы думаете, в чем суть культурных
изменений, происходящих в нашей стране?
- Я думаю, что мы снова стали думать о вещах сложных и глубоких.
Если хотя бы два года назад такие глобальные темы, как профессия,
смысл твоих действий, направленность твоего творчества, были
вопросами лишь для немногих, оторванных от жизни, закрытых
в своей оболочке людей, то теперь все иначе. Общество очнулось,
оно захотело задать себе сложные вопросы.
На самом деле, все в мире очень связано. Например, музыкальное
образование. Мы обсуждали во время ежегодного конгресса Европейской
ассоциации консерваторий и высших школ музыки, кого же надо
готовить в консерваториях - ярких звезд-солистов или музыкантов,
способных “нести музыку в массы”? Солистов, способных виртуозно
и блестяще сыграть произведение, стало слишком много. Постепенно
искусство становится рыночным продуктом, и рынок требует от
музыкантов стать “играющими машинами”. А сама музыка исчезает?
“Эпоха звука заканчивается. Начинается время быстрого поглощения
изображения. Звук превращается в привычный фон для мелькания
на экране”, - говорит мне Ами Фламмер, профессор Парижской
консерватории.
И, конечно же, нас, музыкантов, это все больше и больше тревожит.
Значит, нам, музыкантам, надо найти способ сопротивления.
Вернуть музыке первоначальный смысл - обращение к душе, к
сердцу и уму слушателя. Воспитывать молодежь, которая будет
способна объединять вокруг себя единомышленников на почве
восторга перед музыкой, будет способна продуцировать новые
оригинальные идеи проекта, связанные с музыкой и другими областями
искусства. Это не только профессиональная проблема музыкантов.
Это важно для культуры общества, всей страны.
- Вы обобщаете общемировые культурные тенденции? Есть ли
своя специфика у культурных процессов в Казахстане?
- О Казахстане я хочу сказать чуть позже, потому что есть
в нашей культурной ситуации свои приятные особенности.
Сегодня в мировой прессе нередки рассуждения о кризисе современной
молодежи”, о том, как наше поколение отличается от сегодняшних
тинэйджеров, потребителей “культуры МТV”. Я думаю, это только
с нашей точки зрения кризис. А для молодых, может быть, это
нормальный процесс?
Ведущие учебные заведения мира взяли курс на новые программы.
От дипломированного музыканта в очень недалеком будущем потребуется
значительное расширение знаний и умений во всем спектре мировой
музыки самых разнообразных жанров, стилей, континентов, народов...
И мы должны будем найти “точки схода” с новым поколением.
Нам не надо уступать своих позиций.
- Какая проблема сейчас, с вашей точки зрения, самая важная?
- Это очень интересно. Я сейчас стала понимать, что самая
важная проблема - это проблема выбора!
Я практически беспомощна выбрать предметы быта, интерьера,
одежды, обуви - такое разнообразие, я просто теряюсь. То же
самое происходит и с выбором информации, те же проблемы и
в музыкальном поле.
Уходят понятия “правильного” или “ошибочного”. Приходится
преодолевать огромное количество штампов! И делать свой выбор.
Вот ситуация с музыкальными конкурсами. Тут проблема выбора
очень болезненна. Раньше было всего около десятка международных
конкурсов музыкантов, победа на которых значительно способствовала
известности и началу мировой карьеры. На сегодняшний день
существует несколько тысяч конкурсов, зачастую среднего и
слабого профессионального уровня, которые уже не способны
нести прежнюю оценочную нагрузку. От этого страдают и традиционные
серьезные конкурсы, потому что подорвано доверие и к ним,
и в целом к самой идее и смыслу проведения конкурсов. Это
значит, что в этом направлении нужны новые мысли, новые пути...
- Что вас радует?
- Вот тут есть то, что радует! Молодежь, развивающаяся в эпоху
выбора, не пугается, привычна к нему. И потому сегодня абсолютно
нормально сосуществует все - от суперсовременности до “древней”
архаики, и это во всех жанрах и видах искусства. И я вижу,
что многие сложные проблемы молодыми решаются гораздо быстрее
и эффективнее, чем старшим поколением.
- А какой вопрос для вас сейчас самый интересный?
- Для меня всегда есть только один интересный вопрос. Рояль.
Я обожаю этот инструмент и хотела бы передать эту любовь и
обожание всем на свете.
В декабре прошлого года у меня появился поразительный инструмент
- новый концертный “Steinway”. Мечта любого пианиста иметь
такой рояль, я даже не надеялась, что моя мечта может свершиться.
Этот подарок сделали мне мои друзья, и я по-настоящему благодарна
им, потому что ощущаю этот рояль как своеобразную мощную защиту
в своей жизни. Достаточно только посмотреть на него, как в
душе появляется чувство радости, уже не говоря о невероятном
удовольствии работать вместе с ним. Странная закономерность
- чем лучше качество инструмента, тем более он уязвим для
неумелого исполнения. Инструмент высокого качества словно
превращается в живой организм, с хрупкой и чувствительной
душой, протестующей против дилетантизма. Я это заметила на
примере новых инструментов. Играть на них - непростая задача,
потому что они яснее выявляют недостатки пианизма и, соответственно,
подчеркивают его достоинства.
- Что составляет ваш неиссякаемый интерес к инструменту,
ведь трудно назвать концерты фортепианной музыки популярными,
кажется, что они доступны только подготовленной публике?
- Я так довольна, что у меня такая интересная профессия. Ведь
в процессе работы над произведением проходишь несколько этапов,
как бы преодолеваешь препятствия на пути к вершине. Если удается
преодолеть основные трудности, то открываются задачи “высшего
пилотажа” - например, конструирование звуко-временной формы
произведения. Знаете, что происходит, когда ты готовишь произведение
к концерту? Ты берешь бесформенное время и начинаешь строить
его “скелет”, лепить ему “мышцы”, “вживлять кровеносные сосуды,
нервы”. Почему начинающих музыкантов иногда скучно слушать?
Потому что им очень трудно сотворить эту цельность. Классические
произведения - шедевры мирового духа - обычно длительны по
времени, а для молодого сознания еще и сложны по содержанию.
Я могу думать и говорить об этом бесконечно, сколько в этой
музыке слоев, эмоциональных и нравственных - тут ты должен
все время находиться на самой грани:
надо играть страстно, но не грубо;
нежно, но не чувствительно;
возвышенно, но без ложного пафоса;
печально, но без мрачности - и так до бесконечности.
- Видно, что вы много думаете и часто выступаете в прессе.
Не думали вы о том, чтобы написать книгу?
- Вы совершенно точно угадали. Сейчас я работаю над своей
первой книгой вместе с моим другом кинорежиссером Ермеком
Шинарбаевым, которой, может быть, удастся выразить отношение
к роялю - этому величайшему созданию человеческого духа. Мне
очень важна эта книга. Очень много есть того, что не скажешь
ни в газетной статье, ни во время интервью по телевидению
или радио. Я много рассказываю своим ученикам. И в этой книге
мне хочется рассказать широкому читателю о вещах интересных
и трудных. Книга тем и хороша, что можно писать о сложных
вопросах и не бояться, что тебя не поймут.
- Вы хотели говорить о ситуации в Казахстане отдельно...
- Да, у нас особая ситуация... Потому что Центральная Азия
- и особенно Казахстан - становится местом, привлекающим интерес
мировых центров музыки именно из-за особенной восприимчивости
наших людей ко всему новому, из-за чудесно сохранившихся традиций
национальной музыки, не говоря уже об открытости, дружелюбности,
гостеприимства.
Английские музыканты из Королевского филармонического оркестра
говорили мне: “У вас тут какая-то особая атмосфера. Какая
публика! Она реагирует на классику, как на рок-концерт!” Знаменитый
американский виолончелист Йо-Йо Ма вместе с культурным фондом
Ага Хана начал огромный проект “Шелковый путь”, посвященный
музыке и музыкантам Центральной Азии. Профессора Парижской
консерватории хотят вообще переехать в Казахстан всей консерваторией.
По крайней мере, так мне написала в последнем письме Гретчен
Амюссен, проректор Парижской консерватории. У нас есть планы
сотрудничества с китайскими, корейскими, американскими музыкантами...
По-новому активизировалось внимание российских музыкантов
к нашему региону.
Я замечаю, как кардинально меняется культурная атмосфера в
Казахстане. Во время своих сольных концертов в городах Казахстана
я ощущаю, что наша публика особо воспринимает именно классику.
Я испытываю после каждого концерта огромное потрясение, прежде
всего от людей, и это дает импульс для творчества. И ощущение
настоящего счастья...
|