Столица вне политики Скоро стартует предвыборная гонка. Основной трибуной кандидатов, как и в прошлые времена, остаются средства массовой информации. В основном газеты. Вполне естественно, что рынок столицы как центра политической жизни государства должен быть более насыщен печатными изданиями. Однако сегодня ситуация сложилась не лучшим образом - купить газеты в Астане весьма проблематично В городе практически нет стационарных ларьков продажи газет. “Практически” - значит, что два все же имеются в наличии. Но находятся они далеко от центра: один - на центральном рынке, второй - на загруженной машинами, но не пешеходами улице. В большинстве своем печатные издания продаются уличными торговцами. Однако последние республиканским общественно-политическим изданиям предпочитают городские газеты и развлекательные “желтые листки” с многочисленными кроссвордами, сканвордами, молодежные журналы. Что касается республиканских изданий, то они продаются в отделах печати в магазинах. Однако в некоторых, особенно крупных, их нет. Так, в одном из крупнейших магазинов города - “Sine Tempore”, в простонародье ЦУМ, можно найти все, от бриллиантов до бытовой техники. Однако для газет в столь солидном супермаркете места не нашлось. Что же касается ставшего обязательным атрибутом столиц “Рамстора”, то его газетная лавка специализируется в основном на продаже казахстанских и российских специализированных журналов. В учреждениях попроще. В зданиях парламента, правительства, некоторых министерств предусмотрены либо киоски, либо хотя бы столики с газетами. Но тоже не во всех. К примеру, в крупнейшем здании столицы - “Астана-тауэр”, внутри которого расположены аппараты сразу нескольких министерств и одного агентства, нет ни киоска, ни даже бабушки со столиком. В результате и без того находящиеся, как они сами шутят, за городом сотрудники вынуждены ездить за газетами в старую часть города. В котором дела обстоят ненамного лучше. Многочисленные ларьки “Союзпечати”, остававшиеся в городе со времен Советского Союза и перешедшие в наследство “Казбаспасоз”, с переносом столицы окончательно покинули ее улицы, как не соответствующие современным стандартам и портящие внешний облик города. На новые, как оказалось, ни у городского бюджета, ни у компаний, занимающихся распространением газет, денег не оказалось. В итоге желающие расширить свой политический кругозор горожане вынуждены делать рейды по городу в поисках распространителей СМИ. Подобное отношение городского управления информации к политической грамотности граждан кажется весьма пагубным. Особенно учитывая неоднократные выступления крупнейших государственных мужей, выступающих за повышение политкультуры населения страны. Элементарное отсутствие в данном учреждении данных о количестве стационарных точек продаж газет в городе говорит или о нежелании руководства столицы быть осведомленным о путях получения информации горожанами, или о намеренном стремлении деполитизировать столичных жителей. Осенние выборы в мажилис, разумеется, взбудоражат весь Казахстан. Основная масса населения по уже давно сложившейся привычке рассчитывает на предвыборные спичи кандидатов именно со страниц газет. Но может сложиться так, что наиболее близкая к политическому Олимпу масса граждан - астанчане - окажется в информационном вакууме из-за элементарных сложностей с покупкой газет.
Юлиана Жихорь, Астана
|