Шелковый путь из Японии Ботагоз Сейдахметова Правительство Японии намерено внести свой материальный и политический вклад в региональное сотрудничество и интеграцию пяти бывших советских государств Центральной Азии. Летом прошлого года в Японии приступили к пересмотру прежней политики в отношении Центральной Азии. Политика так называемого “Шелкового пути”, по заявлению директора департамента СНГ и бюро по европейским делам МИДа Японии Рокуичиро Мичии, призвана привлечь внимание японской общественности к нашему региону Для большинства японских граждан названия центрально-азиатских государств - Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан, по большому счету, до сих пор ни о чем не говорят. Хотя внешняя политика Японии в отношении стран нашего региона была объявлена еще в 1997 году, то есть практически сразу после развала Советского Союза. Новый этап отношений со странами региона Центральной Азии стал следствием известных событий 11 сентября - в Японии заговорили об особом стратегическом значении региона. В Узбекистане и Кыргызстане, зоне традиционного влияния России, расположились Вооруженные Силы США. В споре за кусок центрально-азиатского пирога, следом за Америкой и Россией, Китай начал наращивать свое присутствие в регионе. По мнению японской стороны, это, в частности, выразилось в более активном участии Китая в ШОС, а также участившихся военных маневрах на границе с Кыргызстаном.
|
Во время делового обеда японские дипломаты уверяли меня в том, что у Японии в нашем регионе нет никаких особых экономических интересов. Они лишь сожалеют, что вместе с развалом Советского Союза распались и хозяйственные связи, которые складывались на протяжении многих лет. “Не целесообразно ли на таком небольшом рынке развиваться вместе?”, - спрашивали они меня. Суть же правительственной программы “Шелковый путь” заключается в оказании всяческой помощи региональному сотрудничеству. И в этом смысле внешняя политика Японии направлена на развитие двусторонних отношений с каждым из пяти государств Центральной Азии. Только Япония, среди индустриально развитых стран мира, может говорить о таком подходе к Центральной Азии, когда преимущество отдано исключительно интересам и желанию идти на такое сотрудничество со стороны этих государств. “Мы должны дружить с теми, кто дорожит нами”, - так говорили мне в МИДе Японии и добавляли, что правительство Японии готово наращивать свою причастность к процессу демократизации Центрально-азиатского региона. При этом на слове “причастность” делался акцент, чтобы еще раз подчеркнуть, что Япония не имеет амбиций супердержавы и не имеет никаких корыстных интересов в нашем регионе. А что касается энергетических интересов, в частности, каспийской нефти, то мне ответили, что все зависит от развития деловых отношений. В настоящее время на каспийском месторождении со стороны Азербайджана работают и японские бизнесмены, но каких-либо планов о расширении своего присутствия здесь нет. Если будут деловые связи японских предпринимателей с центрально-азиатскими партнерами, то будут и энергетические интересы, объяснили мне. Пока же Центральная Азия слишком далеко от Японии. У нас даже нет прямых авиасообщений, так что любые энергетические проекты не будут оправданы. По правительственной линии в страны нашего региона приглашаются японские бизнесмены. “Мы приветствуем такое развитие экономических отношений, которые ведут к укреплению двусторонних отношений”, - сказал мне представитель МИДа. На мой вопрос, чем же все-таки объясняется желание Японии внести свой вклад в развитие Центральной Азии, мне ответили следующее. Речь идет об уникальной политике в районе Юго-Восточной Азии, которая складывалась в течение последних 50 лет после окончания Второй мировой войны. Смысл этой политики в том, что Япония поддерживает хорошие двусторонние отношения со всеми государствами Юго-Восточной Азии. Кроме того, является членом регионального объединения АСЕАН. Потребовалось около 30 лет, чтобы эта организация стала АСЕАН в ее нынешнем виде. В 70-е годы некоторые страны - члены АСЕАН находились на грани войны. В этой обстановке Япония выступила с инициативой по региональному сотрудничеству. Что касается Центрально-азиатского региона, то основные причины торможения полноценного регионального сотрудничества, по мнению г-на Рокуичиро Мичии, состоит в том, что остаются нерешенными многие общие проблемы. Например, проблема водных ресурсов. В ближайшие 3 - 4 года не изменят эту ситуацию, но, имея в виду будущие 20 - 30 лет, японцы уверены, что региональное сотрудничество приведет к расцвету и процветанию Центрально-азиатского региона. Токио
|