Перезагрузка Родион Кудрин Термин “эргономика” был принят в Великобритании в 1949 году, когда группа английских ученых положила начало организации Эргономического исследовательского общества. В СССР в 20-е годы предлагалось название “эргология”, в США раньше имелось собственное наименование - исследование человеческих факторов, а в ФРГ - антропотехника, но в настоящее время наибольшее распространение получил английский термин. В основу эргономики легли многие дисциплины от анатомии до психологии, а главной ее задачей является создание таких условий работы для человека, которые бы способствовали сохранению здоровья, повышению эффективности труда, снижению утомляемости, да и просто поддержанию хорошего настроения в течение всего рабочего дня. На протяжении всей истории человечества темпы выработки новой информации растут. Но научившись создавать информацию, люди со временем начали в ней задыхаться, то есть испытывать информационную перегрузку. Приобретение обширных знаний даже по узкой специальности и эффективное использование всех существующих знаний стало затруднительным из-за колоссальных объемов имеющихся данных. В связи с этим появились концепции непрерывного образования, а также образования в течение всей жизни. Как говорила Алиса из Зазеркалья Льюиса Кэрролла: “Иногда, чтобы оставаться на месте, надо бежать”. Занимаясь профессиональной деятельностью, каждый человек вынужден использовать свою когнитивную сферу. К ней относятся такие процессы, как ощущения, восприятие, представления, память, внимание, мышление и интеллект. Результативность нашей работы напрямую зависит от скорости этих процессов, а также от параметров двигательной активности. Рассматривая систему “человек - машина”, можно выделить несколько путей оптимизации ее работы: повышение производительности аппаратной части; оптимизация программного кода и повышение производительности труда оператора за счет улучшения взаимодействия с программно-аппаратным комплексом. Разумеется, оптимальным будет использование всех возможных путей. Но, на мой взгляд, производительность аппаратной части в большинстве случаев является наименее критичным фактором по сравнению с двумя другими. В то же время проблема оптимизации программного кода сейчас актуальна как никогда. Под оптимизацией кода чаще всего понимают комплекс мер, направленных на уменьшение времени реакции системы на действия пользователя. Однако в это определение необходимо включить создание дизайна, ориентированного на нужды пользователя: подобный подход позволит улучшить взаимодействие оператора и ПК. Решение же последней задачи сводится не только к выполнению соответствующих санитарно-гигиенических требований. Помимо этого существует и так называемая когнитивная эргономика, позволяющая на основе данных нейробиологии и инженерной психологии эффективно использовать ряд эволюционных физиологических преимуществ человека, которые остаются большей частью невостребованными при стандартных методах использования современных информационных технологий. Искусство построения интерфейса Проблема создания эргономичного интерфейса возникла задолго до появления первых компьютеров. Уже первые рукописные, а затем и печатные книги требовали представления информации в определенной форме, способствующей тому, чтобы книга успешно выполняла свою основную функцию - носителя информации. Именно тогда были сформулированы основные и, как оказалось позднее, универсальные правила создания эргономичного интерфейса, то есть посредника между различными носителями информации и человеком. Любой интерфейс можно рассматривать как систему, состоящую из динамически обновляемой информации (графика, текст, звук, анимация и т. д.), посредством которой оператор может более или менее эффективно взаимодействовать с компьютером, а также психофизиологических механизмов, благодаря которым информация с той или иной степенью адекватности воспринимается пользователем. Именно на эти глубинные механизмы взаимодействия оператора с экранной информацией и воздействует интерфейс программы. Рассмотрим основные элементы эргономичного визуального интерфейса. Во-первых, он отображается на экране монитора и состоит из ряда участков, части которых являются наиболее активными, то есть бросающимися в глаза. Во-вторых, цветовая схема элементов интерфейса должна быть построена на основе знаний психофизиологии цвета. В частности, красный цвет - сигнал опасности, зеленый - сигнал штатной ситуации и т. д. В-третьих, гарнитуру шрифта, его размер, начертание, а также варианты расположения текстовых блоков на странице необходимо выбирать в соответствии со степенью их важности для целевой аудитории. Наконец, это удобная и интуитивная система навигации (но отнюдь не квест с малопонятными метафорами). И последнее (по порядку, но не по значимости): интерфейс программы должен адекватно моделировать реальные производственные ситуации, возникающие в той или иной области применения. Наиболее точное, на мой взгляд, описание правильного интерфейса дано в одной из лучших книг о веб-дизайне: интерфейса “не должно быть видно” до тех пор, пока пользователь свое сознательное внимание обращает на содержательную часть, а не на способ ее представления. Исключением из этого правила являются компьютерные игры, в которых не считается дурным тоном использовать яркий и броский интерфейс, создающий определенную атмосферу в соответствии с типом игры. Практически любой серьезный программный продукт, прежде всего, нацелен на строго определенный контингент пользователей, которым он действительно необходим, как воздух. А уже потом программа приобретает популярность среди широких масс активно интересующихся данным предметом в свободное от работы время. Следовательно, в первую очередь интерфейс должен соответствовать требованиям целевой аудитории. Учитывая, что в большинстве случаев интерфейс отражает внутреннюю схему реализации программы и особенности мышления самого программиста, конечным пользователям продукта со средним уровнем подготовки в сфере IT логика программы и ряд терминов скорее всего будут непонятны. В связи с этим к разработке узкоспециализированного коммерческого программного обеспечения необходимо привлекать специалистов в области usability. Это позволит разработать дизайн пользовательского интерфейса, который будет адекватной моделью типичных пользовательских ролей и сценариев, а значит, повысит эксплуатационные свойства всего информационного ресурса.
Красота или комфорт. Дизайн или простота в применении. На что вы, прежде всего, обращаете внимание при выборе товара? Конечно, было бы идеально, если вещь сочетала в себе два этих качества: эстетическую завершенность и удобное функционирование. Но, к сожалению, не все могут приобрести такой товар. Причина, в общем-то, ясна и всем понятна. Мы имеем в виду стоимость - наш вечный ограничитель. Что делать? Приходится выбирать... Красота или эргономичность? Эльвира Пак, сотрудник фонда Эберта: - Для меня, безусловно, огромную роль при выборе товара играет его эргономичность. Мне важно, чтобы вещь была удобной, комфортной, компактной. Конечно, ее дизайн тоже имеет значение. Но, как вы знаете, красивые вещи - роскошь. И не все могут позволить себе эту роскошь. Мой компьютер, например, эргономичен. По стильности он, правда, немного уступает другим, более дорогим моделям, но по степени функциональности и практичности в применении - ничуть. Серик Нурсеитов, председатель Алматинского союза молодежи: - Прежде всего, я выберу практичность. Для меня важнее эргономичная техника, а не ее красивая упаковка. При покупке компьютера обращаю внимание на объем его памяти и другие функции, немаловажные в процессе работы. Если позволяют возможности, приобрету эстетически привлекательный товар, но рассматривая его и с эргономичной точки зрения. Но в ближайшее время компьютер я приобретать не собираюсь. Пока в этом нет нужды. Меня вполне устраивает “Пентиум-4”, который стоит у меня в офисе. Зауре Ынтыкбаева, главный специалист агентства Республики Казахстан по статистике: - Конечно же, эргономику! Допустим, я выбираю какую-нибудь технику. Что для меня важно? Во-первых, удобство в пользовании. Во-вторых, все находится на своем месте и, если необходимо что-то срочно найти, скажем, в компьютере, то мучиться долго не придется. Нервные клетки, как говорится, не восстанавливаются. В-третьих, взять, к примеру, автомобиль. Если он эргономичен, то даже просто сидеть в нем удобно, не надо никуда наклоняться, испытывать какие-то неудобства. В-четвертых... Если так продолжать дальше, то список можно продолжить до бесконечности. Ведущая полосы Махаббат Узакова
|