21 мая 2004
№ 20 (312)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо     Поиск
    Тема 

Отдохнем до понедельника

Галина Наумова

Чем ближе летние дни, тем сильнее хочется собрать дорожную сумку и отправиться куда-нибудь попутешествовать. Маршрут можно выбрать любой - прокатиться по Казахстану или посетить жемчужину киргизских гор озеро Иссык-Куль. Дело, казалось бы, за малым - выбрать способ передвижения. Самолетом или поездом вояжировать дороговато. К тому же хочется насладиться красотою природы. Ведь ни поездом, ни самолетом к каньону Чарын или к святым местам не доберешься. Выбор остается за автобусом

Однако выбор этот может омрачиться нешуточными как для физического, так и для морального здоровья. Дорога может показаться сущим адом, окажись вы на сиденье допотопного “Лиаза” или видавшего виды его заграничного собрата. Перегруженные баулами мешочников скрипящее чудовище, которое каждое мгновенье рискует сойти с трассы, не раз заставит задуматься незадачливого пассажира о своей безопасности, не говоря уже о комфорте. За что платим? Неужто все так мрачно и нет просвета в конце туннеля?
Почему-то в былые времена долгая поездка в автобусе не вызывала подобных вопросов. А все потому, что жизнь человека (читай - пассажира) ставилась превыше всего. На это работала вся система пассажироперевозок. Работала словно отлаженный механизм, без сбоев. Неполадки начались с приходом рыночных отношений, когда в погоне за “длинным рублем” понятия о безопасности остались за бортом. Однако так называемый “перевал” все-таки преодолен, и пора бы нам прийти к цивилизованному рынку такого рода услуг.

С этим утверждением согласны официальные перевозчики. За комментариями мы обратились в крупнейший в Центральной Азии Международный автовокзал “Сайран”. По словам исполнительного директора АО Толеубека Суендыкова, отправляясь в путешествие, самое главное не пользоваться услугами частных извозчиков.
- В прошлом году был подписан закон об автомобильном транспорте. Считаем, что он требует доработок и поправок, - говорит г-н Суендыков. - Сегодня для всех пассажиров, в том числе и автоперевозчиков, проблема номер один - коммерческие, так называемые нерегулярные рейсы. Их, как правило, выполняют водители, получившие права, но не имеющие стажа, купившие автобус и (в лучшем случае) патент на перевозку. Пассажиров возят не с вокзалов, а с рынков. Из-за этого страдают и автопарки, и пассажиры. Ведь перед выездом автобуса никто не проводит медосмотра водителей и техосмотра машины. Неизвестно, чем водитель занимается в течение дня, и в каком состоянии он выезжает вечером на трассу. То есть попирается годами отработанный механизм проверки водителей и транспортных средств.
За границей пассажиры знают, что в каком бы городе они ни сели в автобус, тот будет чистым, аккуратным, исправным и довезет до места назначения. Мы в первую очередь сталкиваемся с разбросом цен и, как правило, стараемся взять билет подешевле. Но ведь за низкими ценами, как правило, скрывается экономия на нашей же безопасности, не говоря уже о комфорте. Получается, что никто ни за что не отвечает? Справедливости ради заметим, что есть предприятия, которые не боятся держать перед пассажиром ответ. Они устанавливают фиксированную цену на маршрут, которая складывается как раз-таки из тех пунктов, на которые с легкостью плюют нелегальные перевозчики.

Справка “НП”

В прошлом году автовокзал “Сайран” отметил свое 20-летие, тогда же отсюда отправился в путь 35-миллионный пассажир и был открыт рейс Алматы - Астана. В перспективе - открытие маршрутов в Туркестан, Жетысай, Семей, Сарыагаш и Аягуз. Пробные технические рейсы начнутся уже в конце мая. Также в планах - Петропавловск и Кызылорда.

К примеру, на автовокзале “Сайран” работает пункт технического контроля, пункт медицинского освидетельствования, диспетчерский пункт, регулирующий движение автобусов, управляют которыми водители с 20-30-летним стажем.
- С юга - из Чимкента, Тараза к нам ежедневно заезжают около 150-200 автобусов, - продолжает г-н Суендыков. - Из них только 25 процентов обслуживаются на автовокзале “Сайран”, остальные расходятся по рынкам. На этих стихийных стоянках и собираются пассажиры. А ведь деньги за стоянку транспорта и билеты нигде не учитываются. На автовокзале же фиксированные цены. Например, билет до Шымкента стоит 1200 тенге. На коммерческих рейсах цены колеблются от 500 до 2000 тенге. Все зависит от количества пассажиров.
С автовокзала автобусы ходят по жесткому графику. Даже если на рейс купили билеты всего два пассажира. Частники же ждут, пока не наберется полный автобус. Действительно, на рынках пассажиров по любому маршруту собирают “классическим” образом. Сначала водитель набирает пол-автобуса, берет с людей плату за проезд и уходит на час-полтора в неизвестном направлении. Его сменщик должен “добрать” другую часть пассажиров. По несколько часов люди ожидают, когда тронется их автобус. Быстрее самим можно “тронуться”.
Да и как тут остаться в своем уме, когда оказывается, что спавший на жестком сидении человек, смахивающий на бомжа, продрав мазутным кулачищем глаз и, гаркнув гагаринское “Поехали!”, заводит чертыхающийся дизель и вперед, пассажиры, на пик страха за свои жизни...
Работа, связанная с людьми, сама по себе предполагает недюжинную выносливость. Многочасовое напряжение от дороги, неспокойные пассажиры, постоянно требующие внимания, женщины с маленькими детьми - все это утомляет. После нескольких часов на трассе не то что водитель, пассажиры хотят нормального отдыха. И одно дело, когда человек отсыпается в гостинице с хорошим обслуживанием и питанием, как это происходит на “Сайране”, где есть также баня, сауна, точки общепита. И совсем другое, когда отдыхает за рулем собственного автобуса.
Вот вам и рынок со свободной конкуренцией. Как не согласиться с мнением Толеубека Суендыкова, уверенного, что ситуация на диком рынке пассажироперевозок должна быть взята под контроль соответствующих служб Минфина, МВД и Минтранскома. Если уж водитель приобрел автобус и возит людей, он должен играть по тем же правилам, что и транспортные компании. Ведь автопарки, с которыми автовокзалы заключают контракты, из-за малого количества пассажиров не могут гарантировать достойную зарплату своим служащим, оплачивать аренду помещений и налоги, а самое главное - у них не хватает средств на обновление подвижного состава.
- Вы предпринимали какие-то меры, чтобы власти контролировали движение частных автобусов?
- Мы вместе с автоперевозчиками писали письма в различные инстанции, но они пока остались без внимания. Наш автовокзал один из крупнейших в Центральной Азии. По параметрам он полностью соответствует международным стандартам. Мы бы хотели, чтобы такие крупные автовокзалы входили в реестр министерства, а не местных исполнительных органов. Сейчас ждем выхода подзаконных актов и правил перевозки пассажиров и багажа, надеемся, что контроль за коммерческими рейсами будет ужесточен.
- Как быть, если переживая за близкого, выехавшего в дальний путь, нет возможности с ним связаться? Как узнать, не случилось ли с ним что?
- На автовокзале “Сайран” система продажи билетов компьютеризирована, каждый автобус регистрируется. Все наши автобусы радиофицированы и снабжены сотовой связью, поэтому в случае необходимости можно найти любого пассажира. Кроме того, есть возможность предоставить любую информацию о въезде и выезде автобусов и отследить, на каком участке пути они находятся и когда будут в определенной точке с точностью до минут. На вокзале есть миграционный пункт полиции, где иностранцы проходят регистрацию. Это очень важно, ведь с южных регионов частными рейсами приезжает очень много нелегальных пассажиров. Где гарантия, что они не ввозят наркотики и оружие?..
Автовокзал постоянно работает над дальнейшим развитием производственно-технической базы. В этом году приобретены семь новых автобусов дальнего следования. В рейсы отправляются комфортабельные машины, оснащенные холодильниками, телевизорами и кондиционерами. Организовано и диспетчерское сопровождение автобусов. Это очень удобно. Так, в случае поломки руководство автовокзала оперативно принимает решение - отправить запчасти для срочного ремонта либо заменить автобус другим.
За последние 7 лет доход автовокзала увеличился в 4 раза, но работа продолжается. Необходимо увеличить объемы перевозок. Это позволит создать дополнительные рабочие места. Число работающих на “Сайране” уже достигло 400 человек. Это те люди, которые руководствуются принципом бесценности человеческой жизни. Для которых пассажиры - не безликая толпа “кошельков”, а конкретные люди, которые платят и имеют полное право требовать безопасности и комфорта в пути.

Вернуться назадОбсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп