Будущей зимой в Алашанькоу В Пекине в рамках визита президента РК Нурсултана Назарбаева состоялось подписание соглашения о строительстве нефтепровода Атасу - Алашанькоу. Наконец-то стала известна стоимость проекта - 688 миллионов долларов США. Строительство начнется в августе Ветка Атасу - Алашанькоу должна стать звеном будущего нефтепровода Казахстан - Китай, который соединит каспийский регион с западом Поднебесной. Этот проект имеет большое значение для обеих сторон. По расчетам специалистов, спрос на нефть у потребителей в западных районах КНР в ближайшие годы превысит предложение, и эта тенденция будет нарастать год от года. Так что Китаю необходимо обеспечить запад страны энергоносителями. Для Казахстана же маршрут на восток дает большой и надежный рынок сбыта углеводородов. Трубопровод Казахстан - Китай будет состоять из трех участков. Первый - Кенкияк - Атырау - уже построен. И сейчас по этой ветке черное золото, добываемое китайской нефтекорпорацией в Актюбинской области, транспортируется в Атырау для дальнейшей прокачки по экспортным трубопроводам Атырау - Самара и Тенгиз - Новороссийск (КТК), а также для доставки в порт Актау, откуда углеводороды можно транспортировать по морю. Однако как только начнется прокачка каспийской нефти в сторону Китая, этот трубопровод изменит свое направление. И называться он тогда будет не Кенкияк - Атырау, а Атырау - Кенкияк. Эта труба длиной 448 километров стоила 160 миллионов долларов. Второй участок должен соединить Кенкияк, Аральск и Кумколь. Пока это только проект. По информации национальной компании “КазТрансОйл”, по трубопроводу Кенкияк - Кумколь выполнено Обоснование инвестиций. Согласно этому документу, длина будущей трубы составит 752 километра, а стоимость - 511 миллионов долларов. В настоящее время этот проект получил одобрение государственных органов экспертизы. Но пока рано говорить о сроках строительства системы Кенкияк - Аральск - Кумколь. Участок же Атасу - Алашанькоу соединит Центральный Казахстан с западным Китаем. На сооружение трубопровода есть всего полтора года. Однако КНР не смущают столь сжатые сроки. Для китайских строителей, видимо, нет ничего невозможного, ведь именно китайская сторона настояла на форсировании этого проекта. Изначально рассматривалось несколько вариантов мощности этого трубопровода. Говорили даже о 50 миллионах тонн в год (это равно общим объемам добычи нефти в Казахстане сегодня). Причем, по словам специалистов из казахстанско-китайской компании “Мунайтас”, построившей ветку Кенкияк - Атырау, прокачка менее 20 миллионов тонн в год будет нерентабельной. Сейчас же сошлись на десяти миллионах на первом этапе (2006 год) и двадцати на втором (2011 год).
Амина Джалилова
|